За последнее время усилилось внимание государства к рыбной отрасли страны. Приняты давно выстраданные рыбаками нормативно-правовые акты, дающие надежду на преодоление затяжного кризиса, переживаемого отечественным рыбным хозяйством. Тем не менее, в существующей законодательной базе имеется масса противоречий, двусмысленности, а порой и просто правового абсурда, которые способны резко снизить прогресс в этой области.
Таково было мнение многих выступавших на состоявшейся в середине минувшей недели в Москве конференции «Состояние и перспективы развития рыболовства и рыбоводства в России». Как отметил один из ведущих дискуссии, советник Минсельхоза Владимир Измайлов, специалистов заботит тот факт, что за последние годы добыча рыбы замерла на уровне 3,2 млн тонн. Есть резервы увеличения этого показателя за счет лучшей работы в тех близлежащий, внутренних водоемах, где ходят и сейчас наши рыболовные суда. Но это те регионы и виды морепродуктов, которые менее интересны для товарного рыболовства. Так что ключ к решению поставленной задачи по увеличению потребления я рыбы населением лежит за пределами этих водоемов.
Такое понимание есть на высших этажах властной вертикали. Как констатировал в конце мая на заседании правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса первый вице-премьер Виктор Зубков: «В настоящее время экспедиционный промысел в открытых частях Мирового океана прекратился почти полностью. Достаточно сказать, что за последние 18 лет общий вылов СССР - России, осуществляемый за пределами национальной исключительной экономической зоны, сократился с 4,8 миллиона тонн в 1990 году до 974 тысяч тонн в 2008 году. Такая ситуация нас не устраивает».
Расширение присутствия российского рыбопромыслового флота в открытых частях Мирового океана, а также районах международных конвенций и двухсотмильных зонах иностранных государств объявлено приоритетной геополитической и экономической задачей страны. Российской Федерации, - подчеркнул первый вице-премьер.
На реализацию этой задачи направлен ценный комплекс мер, о них напомнил премьер-министр Владимир Путин на состоявшемся в канун данной конференции совещании по вопросам развития береговой инфраструктуры в рыбной отрасли. В 2007-2008 годах были приняты решения, направленные на формирование понятных и прозрачных правил игры на рыболовецких предприятиях, на повышение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, стимулирование рационального использования водных биоресурсов. Был введен упрощенный порядок таможенного оформления судов и продукции в морских портах, убраны ненужные административные барьеры со стороны ряда контрольных организаций.
Принципиально изменились и правила распределения «рыбных» квот. Теперь они закрепляются исключительно за отечественными промысловиками и на долгосрочной основе - до 10 лет. А по 230 видам рыб квоты полностью отменены. Их промысел доступен всем желающим. На 85% снижены ставки сборов за пользование водными биоресурсами. Эта норма будет действовать в отношении градо- и поселкообразующих предприятий, а также организаций, для которых вылов и переработка рыбы приносят не менее 70 процентов доходов.
С начала 2009 года вступило в силу требование об обязательной доставке улова на таможенную территорию России. Эта мера призвана стимулировать отечественную рыбопереработку и тем самым поможет уйти от примитивной экспортно-сырьевой направленности нашего экспорта.
Основная задача сегодня - создать эффективную интегрированную цепочку: от вылова, переработки, транспортировки и потом уже до реализации рыбной продукции. Без решения этой проблемы принятые меры по стимулированию добычи и переработки биоресурсов могут оказаться мало результативными», - подчеркнул премьер-министр.
При этом строить перерабатывающие мощности, развивать логистику и сбыт должен бизнес. Государство будет делать только то, что прямо входит в сферу его ответственности, а также сформирует набор соответствующих стимулов и мер поддержки.
Какие это меры поддержки и стимулы? Прежде всего предстоит провести реконструкцию рыбных терминалов в морских портах. В 2009 году запланировано начало работ по реконструкции гидротехнических сооружений 7 терминалов - во Владивостоке, Хасане, Петропавловске-Камчатском, Невельске, Махачкале и Калининграде. Поставлена задача добиться повышения доступности заемных ресурсов для инвесторов, занимающихся строительством и модернизацией рыбоперерабатывающих производств.
Проблема кредитования действительно весьма остра, отмечалось на конференции, получить приемлемые кредиты практически невозможно, сетовали представители рыбаков.
Говорили также о том, что необходимы шаги про обеспечению доступности рыбной продукции для массового потребителя. Да, надо развивать помысел в Тихом Океане, но одновременно важно добиться снижение расходов на транспортировку рыбы с Дальнего Востока в Сибирь и на Урал - пока они чрезмерно велики. А население сейчас ориентируется на менее дорогую рыбную продукцию. Сенатор Виктор Орлов обратил внимание и на другую сторону дела - существующий конкурсный порядок распределения квот нередко ставит в ущербное положение местное коренное население, их часто отсекают от соперничества по чисто формальным признакам.
Паралич отраслевой науки, запрет промысла для судов бербоут-чартерного флота и переработки на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного промысла, возведение барьеров на пути ввоза в Россию синтетических сетематериалов, а также отсутствие системы оборота долей квот, готовящиеся спорные законы о техническом регулировании в отрасли и биржевой торговле уловами, проблемы дрифтерного флота - это далеко не полный список реальных проблем, сохранение которых в течение длительного времени не только усугубляет кризис в отрасли, но влечет и возникновение новых серьезных проблем, уверены участники конференции.
Достаточно запутанной выглядит ситуация с отечественным рыбоводством и аквакультурой. По словам того же Владимира Измайлова, сегодня уже можно говорить о некоторых позитивных изменениях в связи со включением этого направления в нацпроект: К настоящему моменту удалось улучшить показатели по производству рыбопродукции отечественными рыбоводами с 86 тыс. тонн до 130 тыс. тонн. В перспективе можно увеличить эту цифру на 500 тыс. тонн. «Движение наметилось, и нам необходимо закрепить эту тенденцию скорейшим принятием закона об аквакультуре и решением основного вопроса - закрепления водоемов и участков акваторий за рыбоводами и аквафермерами», - отметил он. Пока что нередко в ходе конкурсов побеждают владельцы яхт.
Что касается ежедневной работы рыбного бизнеса, то большой пласт претензий связан со взаимодействии отраслевиков с представителями ветеринарных и санитарных властей. Не случайно много вопросов и в ходе заседания, и в перерыве возникло к заместителю руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николаю Власову. Он отметил, что ведомство всегда готово идти на контакт с рыбаками. «К сожалению, нам самим приходится постоянно «тереться боками» с, по сути, дружественным нам Роспотребнадзором. А проблема заключается в том, что контрольные функции между двумя нашими ведомствами настолько тесно переплетены, что порой у нас самих возникает путаница, кто и за что должен отвечать - столь сложна у нас в России государственная структура», - посетовал Николай Власов.
Однако эти трудности вовсе не должны стать для рыбаков непреодолимым препятствием, и любые спорные ситуации можно решить в ходе общения», - выразил уверенность представитель Россельхознадзора. Это можно сказать и об отношении к другим проблемам столь важного сектора российской экономики. Похоже, что некоторый прогресс намечается. По крайней мере, улов рыбы и добыча других морепродуктов в январе-апреле 2009 г. возросли на 9,2%.