У малых пекарен перспектив больше, чем у крупных хлебозаводов. Они более мобильны и легко приспосабливаются к потребностям рынка. Они могут формировать любой уникальный ассортимент и менять технологии и рецептуры. Кроме того спрос на элитный и изысканный хлебный продукт, который производят именно мини-пекарни, в последнее время только растет.
То, что мы живем в стране с многовековыми традициями «бытового поклонения» хлебу, — обнадеживающий факт. В России хлеба и хлебобулочных изделий производится на 4,5 миллиарда долларов ежегодно, а это значит, что по обороту отрасль — одна из лидирующих в пищевой промышленности.
В последнее время наметилась тенденция к снижению потребления хлеба, что означает, что хлеб в рационе постепенно замещается другими продуктами. Потребители готовы переплачивать за хлебные изыски и есть действительно уникальный и качественный продукт.
О крепнущей тяге российского потребителя к хлебным изыскам свидетельствует и такой примечательный факт: с каждым годом увеличивается импорт хлеба из-за рубежа. Хлеб из-за границы к нам везут дорогой, но и он находит своего потребителя.
Малые пекари по сравнению с крупными хлебозаводами более мобильны. Экспериментировать с ассортиментом и искать уникальные ниши им гораздо проще, чем хлебозаводам. Можно использовать огромный багаж рецептов, оставшийся от советского хлебопечения, можно заниматься собственными изысками. А можно засесть в узкой специализированной нише и производить уникальный продукт. Так, к примеру, компания «Солнце Мехико» в качестве такого продукта производит мексиканские лепешки «тортилья».
Но испечь хлеб, даже уникальный и замечательный – это даже не полдела. Главное — найти своих потребителей и донести до них свою продукцию. А вот как раз с продвижением и рекламой у малых пекарен большие проблемы, ведь денег на это у них нет.
Только 10-15% пекарен держат свои магазины и продают хлеб. Вообще отношения торговли и пекарен непростые, особенно с крупными торговыми сетями. Войти в сети со своим товаром нелегко. Тем более, что сейчас многие сети стали обзаводиться собственным хлебопекарным производством, почувствовав его перспективность. Поэтому сторонним поставщикам приходится довольствоваться «периферийными» позициями в хлебобулочной товарной категории.
Направлений для развития у малых пекарней немного. Обеспечить рентабельность могут только наличие собственных точек продаж, причем не одной, а нескольких. Второй формат – сочетание пекарни и кондитерской или пекарни , кондитерской и небольшого кафе. Удачным примером может служить пекарни «Волконский», расположенные в центре Москвы , которые при среднем чеке в 150 рублей пользуются большой популярностью у горожан.
Московская мини-пекарня в цифрах
Основные статьи расходов:
подключение к электросетям (150 кВт) — 250 тысяч долларов;
2 печи — 50 тысяч долларов;
2 расстойных шкафа — 25 тысяч долларов;
2 тестомесильные машины — 20 тысяч долларов;
тестоделитель — 10 тысяч долларов;
формовочная машина — 8 тысяч долларов;
шкаф предварительной расстойки — 20 тысяч долларов;
комплект форм — 6 тысяч долларов.
Итого общая сумма вложений в открытие мини-пекарни с мощностью в 2,5 т хлеба с сутки составляет не менее 400 тысяч долларов (150 тысяч, если арендуемое помещение не требует дополнительного подключения к электросетям). Срок окупаемости: при рентабельности производства в 10% и ориентации на элитный сегмент, предприятие окупится за 5 лет (за 2 года, если при запуске проекта не потребуется дополнительное подключение к электросетям). Выход на полную производственную мощность может произойти за 1,5 года.