Средства малой механизации ( СММ ) предназначены для механизации сельскохозяйственных и других работ на приусадебных участках и небольших фермах, а также на заболоченных, холмистых землях и неудобьях, где применение другой техники невозможно или нецелесообразно.
По типу управления они подразделяются на ездовые, пешеходные, переносные и стационарные. К ездовым СММ относятся мини – тракторы, а также с/х мотоблочные агрегаты с прицепной тележкой, к пешеходным – мотоблоки, мотокультиваторы, мотокосилки и другие миниагрегаты, управление работой которыми осуществляется оператором в пешем движении, чаще всего идущим за агрегатом, а к переносным – механизированный инструмент : ручной ; удерживаемый на руках или наплечными ремнями ; опираюшийся на салазки или опорные катки ( дисковые мотокосы и др. ). К этому виду относятся и безмоторные СММ – садово – огородный инструмент и инвентарь.
Роль оператора в управлении работой стационарных СММ заключается в заправке машин технологическим материалом ; контролировании рабочего процесса, ориентации в пространстве и перемещении машины ( например опрыскивателя, насосной станции, ямокопателя и др. ) на новую позицию.
Особенности СММ. Массогабаритные ограничения определяют следующие диапазоны уровней мощности для рассматриваемых СММ :переносные ( механизированный инструмент ) – 0,3 – 3 кВт, пешеходные – 3 – 10 кВт, ездовые – 10 – 20 кВт ( в отдельных случаях до 30 кВт ).
Стационарные СММ могут оснащаться двигателями в более широком диапазоне мощности 0,1 – 10 кВт.
СММ применяют на тех же агрофонах с теми же с/х объектами, для которых предназначена традиционная сельхозтехника, и должны соответствовать основным агротехническим требованиям по глубине обработки почвы, высоте среза, качеству распыла и т.д.
Мобильные средства малой механизации представлены следующими группами машин : малогабаритные тракторы ( мини – тракторы), мотоблоки, энергоблоки, мотоорудия (мотокультиваторы, моторыхлители, мотофрезы, мотокосилки).
Малогабаритный трактор – универсальное мобильное энергетическое средство, имеющее двухосное колесное шасси или гусеничный движитель.
По конструкции ходовой части малогабаритные тракторы бывают колесные, колесно – гусеничные и гусеничные.
Большинство малогабаритных тракторов имеют аналогичную «большим» тракторам традиционную схему компоновки – с задними ведущими колесами большого размера и передними ведущими и неведущими колесами меньшего размера ( колесная формула 4К4 и 4К2 ), а также шарнирносочлененную конструкцию со всеми ведушими колесами одинакового размера ( 4К4 ).
Мотоблок – универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором.
Малогабаритные тракторы и мотоблоки в зависимости от массы и мощности двигателя подразделяются на три типа : легкий, средний и тяжелый.
Энергоблок – это мотоблок с отделяемым моторным узлом, устанавливаемым на специальные технологические шасси.
Мотоорудия представляют собой специализированные ( одноцелевые ) самоходные орудия, предназначенные для выполнения только одной или нескольких технологически близких операций.
Мотоблоки и мотоорудия имеют колесный движитель. По числу колес различают как двух-, так и одноколесные мотоблоки. Одноколесные используются как мотоорудия для обработки почвы и скашивания трав.
Отличительной особенностью компоновочных схем мотоблоков и мотоорудий является расположение двигателя. Выделяются следующие схемы :
Двигатель устанавливается консольно. Коленчатый вал двигателя сосен ведущему валу трансмиссии и перпендикулярен оси ведущих колес. С трансмиссией соединен жестко и является единым агрегатом. Относительно ходовых колес двигатель вынесен вперед или назад ( европейская схема компоновки );
Двигатель устанавливается на специальном кронштейне. Связан с трансмиссией клиноременной передачей, выполняющей одновременно роль муфты сцепления ( японская схема компоновки );
Двигатель представляет собой легкосъемный энергетический модуль. Коленчатый вал расположен вертикально. Модуль соединяется с различными технологическими модулями ( тяговым, косилочным, насосным и др.
Типы малогабаритных тракторов и мотоблоков
Тип |
Масса, кг |
Мощность двигателя, кВт |
Макс. скорость, км/ч |
Ширина колеи, мм |
Агротехни ческий просвет, мм |
|
рабочая |
транспортная |
|||||
Малогабаритные трактора двухосные |
||||||
легкий |
До 500 |
До 10 |
6 |
15 |
800 |
300 |
средний |
До 650 |
До 14 |
6 |
25 |
800 |
300 |
тяжелый |
Св.650 |
14 - 20 |
6 |
25 |
1200 |
300 |
Малогабаритные тракторы одноосные (мотоблоки) |
||||||
легкий |
До 70 |
До 3 |
6 |
15 с прицепом |
700 |
130 |
средний |
До100 |
До 5 |
6 |
15 с прицепом |
700 |
150 |
тяжелый |
Св.100 |
Св.5 |
6 |
15 с прицепом |
700 |
300 |
Техническая характеристика малогабаритных тракторов
Марка / колесная формула |
Изготовитель (разработчик) |
Мощ ность кВт |
Число пере дач впе ред/ назад |
Диапа зон ско рос тей км/ч |
Про доль ная база мм
|
Колея колес мм |
Дорож ный прос вет мм |
Масса кг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ТМ-0,6/15 |
Вологодская Госмолхоз Академия им. Н.В.Вереща- гина |
14,7 |
6/6 |
2,5- 20 |
- |
1800 |
520 |
800 |
ТИМ-2 |
ФГУП Вятс- кое машино строительное предприятие «Авитек» |
10 |
6/3 |
1,7 – 21 |
1360 |
920 - 1400 |
300 |
1040 |
«Труженик» МТ-15 |
АО «Алтайский трактор ный завод» |
11,3 |
4/4 |
3,96- 33,6 |
1300 |
1170 |
280 |
1200 |
МТ-10 |
То же |
10 |
4/4 |
|
1050 |
|
280 |
650 |
Т-25 |
Владимир ский тракторный завод |
18,4 |
8/6 |
0,9- 23,6 |
1600 |
1212- 1512 |
280 |
2000 |
«Уссури» |
Уссурийский комбайно- ремонтный завод |
13,2 |
4/2 |
|
1426 |
900- 1300 |
300 |
880 |
«Уралец» Т-02.01 (колесно- гусеничный) |
Челябинский тракторный завод ОАО «Уралтрак»
|
8,2 |
5/1 |
1,98- 15 |
1290 |
945- 1125 |
300 |
730 |
«Уралец» Т-02.03 |
То же |
11,8 |
5/1 |
1,98- 15 |
|
945- 1125 |
300 |
890 |
«Уралец» Т-02.03.3-2 |
То же |
10,8 |
5/1 |
0,93- 15 |
|
945- 1125 |
300 |
970 |
Т-012 (КМЗ-012)
|
ХТЗ Курганский машзавод |
8,2 |
4/2 |
2,79- 15,18 |
1050 |
700- 900 |
300 |
615 |
ХТЗ-2511 |
ХТЗ |
20 |
8/8 |
|
|
|
|
|
«Прикарпатец» ТМК-0,2/4К2 |
Завод Карпат- агромаш
|
8,2 |
6/2 |
2,9- 18,8 |
1500 |
900- 1060 |
300 |
900 |
АМЖК-8/4К2 |
Завод Гом- сельмаш |
7,3 |
5/2 |
2,0- 18,7 |
1100 |
750- 900 |
250 |
465 |
МТВ-1/4К2 |
АО Мотодон |
7 |
4/2 |
2,15- 9,5 |
1050 |
900 |
300 |
520 |
ТС-350/6К6 |
Тюменское МПО |
3,3 |
4/2 |
2- 12 |
1300 |
1200 |
320 |
500 |
«Беларус- 082BS» |
МТЗ |
9,2 |
4/3 |
2,84- 17,75 |
|
600 700 840 |
270 |
400 |
«Беларус-215» |
МТЗ |
15 |
4/2 |
1-25 |
|
1060 1210 100 1160 |
340 |
1200 |
«Беларус-210» |
МТЗ |
16,5 |
4/2 |
1-25 |
|
1000 1200 1350 1170 |
340 |
1520 |
«Беларус-220» |
МТЗ |
16,5 |
4/2 |
1-25 |
|
1060 1000 1170 |
340 |
1600 |
«Беларус-225»
«Гном» (элекротрактор) |
МТЗ
МП «Т.О.М.П.» |
16,5
3 (40В) |
4/2
3/3 |
1-25 |
|
1210 1250 1400 900 1050 |
340 |
1600
950 |
Техническая характеристика мотоблоков
Марка |
Изготови тель |
Мощ ность кВт |
Чис- ло пере дач |
Диапа зон скорос тей км/ч |
Колея мм |
Дорож ный прос вет мм |
Масса кг |
М-1 |
Арсеньев ская Авиа- компания «Прогресс» |
3,3 |
|
|
|
|
145 |
«Воткинск»319к-ип |
ГПО «Воткинский завод» |
5,8 |
6/2 |
1,38-11 |
350 450 600 700 |
145 |
135 |
«Воткинск»215В |
То же |
5,6 |
6/2 |
1,38-11 |
350 450 600 700 |
145 |
135 |
«Воткинск»260ДМ |
То же |
3,7 |
6/2 |
1,38-11 |
350 450 600 700 |
145 |
139 |
«Урал» |
МП Кушнарев ская райсель хозтехника |
3,3 |
4/4 |
|
540 |
|
120 |
МИ-2 |
ОАО «Редуктор» |
4 |
3/1 |
2,9-9,8 |
350 530 |
140 160 |
95 |
ЗДК-4-905 |
ГП завод им. Дегтярева |
8,1 |
4/4 |
3,0-9,4 |
530 1100 |
260 |
130 |
МБВ-1 |
АО «Мотодон» |
7 |
4/2 |
2,15-9,5 |
50 600 700 |
300 |
135 |
Т1-06 |
АО Тверской экскаватор- ный завод |
4,8 |
4/4 |
1,37-13 |
600 780 |
305 |
150 |
«Сармат- 4605» |
ОАО Орский завод тракторных прицепов |
4,4 |
|
|
|
140 |
100 |
МБ-90 |
ГП Калужский моторостроительный завод |
3,7-4 |
4/4 |
1,13-10,74 |
460 800 |
200 300 |
120 |
МБ-1 «Каскад- 6981» |
АО Пермские моторы ЗАО Каскад |
4 |
6/2 |
2,2-12 |
140350 450 600 700 |
140 |
107 |
МБ-1 «Каскад- 6842» |
То же |
4 |
2/2 |
3,6-9 |
350 450 600 700 |
140 |
103 |
МБ-1 «Луч» |
МГП «Красный Октябрь» АО «Пермские моторы» АО «Муромский машзавод» Орловский завод тракторных прицепов |
3,7 |
2/2 |
2,5-10 |
310 |
170 |
100 |
МБ-2 «Нева» |
МГП «Красный Октябрь» |
4 |
4/2 |
1,8-12 |
310 |
140 |
86 |
МБ-1Р «Нева» |
То же |
3,7 |
2/2 |
3,6-9 |
310 |
140 |
98 |
МК-50 |
То же |
1,1-1,4 |
1/0 |
|
|
|
43 |
«Садко» |
ОАО «Режевский механичес- кий завод |
4 - 5 |
4/2 |
1,2-10,8 |
400 520 |
145 |
95-100
|
«Кумир» |
То же |
3,3 |
1/0 |
|
|
|
49 |
МИК-2 |
Ижевский редукторный завод |
4,41 |
2/1 |
2,9-9,8 |
350 530 |
160 |
135 |
МИК-2-1 |
То же |
4 |
2/1 |
2,9-9,8 |
350 530 |
160 |
112 |
МИК-2-2 |
То же |
5 |
2/1 |
2,9-9,8 |
350 530 |
160 |
123 |
ММ-1 |
Балтийская инновацион- ная компания |
0,8 |
1/0 |
6 - 8 |
|
|
50 |
МТ-5 |
Тульский комбайно- вый завод |
3,7-4 |
2/1 |
2,5-9,2 |
|
|
100 |
ТАП-01 «Санраска» |
ОАО «Катно» |
0,8 |
1/0 |
4,5 |
|
|
50 |
«Агрос» |
ОАО Уфимское моторо- строитель- ное ПО
|
5,9 |
4/2 |
|
500-700 |
250 |
150 |
«Урал-3» |
То же |
5,9 |
4/2 |
|
|
|
100 |
«Салют-5» BS-2 |
ММПП «Салют» |
4,8 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
78 |
«Салют-5» BS-1 |
То же |
4,4 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
78 |
«Салют-5» L-1 |
То же |
4,4 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
78 |
«Салют-5Д» |
То же |
4 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
78 |
«Салют-5» BS |
То же |
4 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
78 |
«Салют-5ДМ-4» |
То же |
2,9 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
72 |
«Салют-5BS-3,5» |
То же |
2,6 |
4/2 |
2,8-11 |
650 |
120 |
62 |
«Джолли Юниор» |
ОАО «Салют» г.Самара |
6 |
3/1 |
1,1-6 |
|
|
95 |
«Жигули» БКХ |
То же |
2,2-3,7 |
|
|
|
87 |
60 |
МБ-200 |
Волгоград- ский ОЭЗ |
4 |
|
1,4-11 |
310-690 |
140 |
95 |
«Беларусь» МТЗ-012 |
МТЗ |
8,1 |
4/2 |
2,15-9,6 |
450 600 700 |
300 |
145 |
«Беларусь» МТЗ-06 |
МТЗ |
4,1 |
4/2 |
2,15-9,6 |
450 600 700 |
300 |
135 |
«Беларусь» МТЗ-08 |
МТЗ |
5,88 |
4/2 |
2,58-11,5 |
450 600 700 |
300 |
125 |
МА-300 «Артания» |
ДП «Агромото» |
4 |
3/1 |
1,3-8,7 |
340 380 400 480 |
160 |
85 |
Мотоблок модульный |
ОАО «Адвис» |
2 |
1/0 |
До 15 |
|
|
|
Техническая характеристика мотокультиваторов и энергоблоков
Марка |
Изготови тель |
Мощность кВт |
Число пере дач вперед/ назад |
Ширина захва та, см |
Глубина обработ ки, см |
Диа метр фре зы см
|
Мас са кг |
«Тарпан» ТМЗ-МК-03 |
ГП «Туламаш- завод» |
5,0 |
1/0 |
60;80 |
20 |
32 |
52 |
«Кумир» |
ОАО «Режев ский мех завод» |
3,3 |
1/0 |
32;63 |
20 |
32 |
49 |
«Кроха» |
То же |
3-3,5 |
1/0 |
30;60 |
18 |
60 |
40 |
«Малыш» |
То же |
3 |
1/0 |
32;63 |
18 |
34 |
40 |
«Фермер» |
ПО «Сибпри бормаш» |
3,3 |
1/0 |
32;63 |
20 |
32 |
40 |
«Гном» Мкп-1 |
Завод «Трансмаш» |
2,2 |
1/1 |
32 |
20 |
36 |
50 |
«Крот» МК-1А-01Ц |
ММПО им. Чернышева |
1,9 |
1/0 |
35;60 |
25 |
32 |
51 |
«Крот» МК-1А-02 |
То же |
1,9 |
1/0 |
35;60 |
25 |
32 |
48 |
«Крот» МК-1Б-02 |
То же |
2,6 |
1/0 |
35;60 |
25 |
32 |
48 |
«Крот» |
Омское МСП им. П.И.Баранова |
1,91 |
1/0 |
36;60 |
25 |
32 |
48,5 |
«Сейм» |
Курский завод тракторных запчастей |
2,2 |
1/0 |
30;60 |
18 |
26 |
50 |
«КЗТЗ- ГВЛ- Диамон» |
То же |
1,8 |
1/0 |
30;60 |
18 |
26 |
40 |
«Самара» |
ОАО «Самарский двигатель» |
0,8 |
1/0 |
15 |
15 |
10 |
13 |
«Тигр МФЗ-1» |
Завод «Дагдизель» |
3,1 |
|
36;61,2; 97 |
20 |
|
55 |
МК-42 |
ОАО «Волго градский моторзавод» |
1,5 |
1/0 |
42 |
12 |
|
14 |
Культи ватор электро фициро ванный |
НПО «Мехинстру мент» |
1,15 |
|
37 |
12 |
|
22 |
МА-400 «Арта ния» |
ДП «Агромото» |
2,6-3,3 |
|
|
20 |
|
|