Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

Испытание зерноуборочного комбайна Fendt 6300 C

Вне всякого сомнения, тракторы Fendt – это ультрасовременные машины. Несколько иначе дело обстоит с зерноуборочными комбайнами (как минимум среднего класса): здесь вы можете найти вполне солидную технику но, например, автоматическую настройку машины, систему управления на основе GPS или автоматическую регулировку рабочей скорости вы будете искать совершенно напрасно.

Для фирмы Fendt на заводе компании Laverda в Италии в настоящее время выпускаются зерноуборочные комбайны модельных рядов «Е» и «С». Серия «Е» предлагается только с жаткой «Free-Flow», а также с молотильным барабаном и отбойным битером, тогда как комбайны модельного ряда «С» оборудуются единственными в своем роде жатками «Power-Flow» и трехбарабанным молотильным аппаратом.

Для проведения испытаний фирма Fendt предоставила модель 6300 С мощностью 220 кВт / 300 л.с., оснащенную шестиклавишным соломотрясом и 6,75-метровой жаткой «Power-Flow». Жатка, в отличии от комбайна, была произведена в Дании; за многие годы эксплуатации, преимущественно с более мощными машинами, она отлично себя зарекомендовала. Хорошую оценку мы дали также и жатке с подающими транспортерами. Снятие жатки с транспортной тележки с помощью наклонной камеры выполнялось просто, но на неровной поверхности наклонную камеру приходилось поднимать повыше.

Многофункциональный гидравлический разъем подсоединяется быстро, карданный вал в этой модели имеет свободный ход, поэтому инструмент не нужен. Кроме того, по информации фирмы Fendt, на сегодняшний день возможна также поставка складывающихся стебледелителей. В любом случае рекомендуется сразу заказать у дилера автоматическое сцепное устройство, обеспечивающее зацепление транспортной тележки по завершении работы.

Но давайте перейдем к работе жатки «Power-Flow». Наибольшее количество очков она заработала у нас на уборке рапса – благодаря простоте ее переоборудования и большей емкости (с дополнительным шнеком, поставленным на заказ). Ниже средней оказалась оценка возможностей программирования положений жатки для копирования рельефа поля: задавать можно было только одно значение как для высоты среза, так и для опорного давления на почву. Изменение этого значения было возможно только при переходе с джойстика на консоль. Кроме того, при активировании автоматического управления жатка опускается слишком медленно, чего, правда, можно избежать путем продолжительного нажатия на кнопку. В этом случае при отпускании кнопки автоматика активируется сразу. Комбайнерам также не хватало и автоматического управления положением и скоростью вращения мотовила.
Только на комбайнах модельного ряда «С» имеется, так называемый, «Power Feeder» - дополнительный барабан с управляемыми пальцами на входе наклонной камеры. Благодаря ему при 267 об/мин машина втягивает все , что поступает от режущего аппарата. Но если, хотя и редко, случается забивание, сразу же появляются проблемы. Это связано с тем, что на реверсе «по-итальянски», при работающем молотильном аппарате надо натягивать клиновидный ремень с помощью длинного рычага, расположенного слева от сиденья, а он уже, в свою очередь, проворачивает назад все подающие органы. Правда, пару раз этот прием у нас не срабатывал, а один раз ремень даже порвался. Поэтому производитель Fendt рекомендует предварительно снизить число оборотов. Кроме того, фирма разрабатывает вариант установки масляного двигателя, который бы работал и при забитом молотильном барабане.

Кстати, о молотильном барабане: при шести клавишах соломотряса его ширина составляет 1,60 м, а диаметр – 60 см. Особенностью являются дополнительные стальные четырехгранники, размещенные между восемью бичами. Как утверждает производитель, они увеличивают инерционную массу на 70%. И после того, как главный ремень на нашей машине был натянут как следует, дело пошло очень гладко. Хорошей является также настройка подбарабанья, для которого Fendt указывает угол охвата 120 градусов, а площадь сепарации, соответственно, 1 кв. метр. Электрическую калибровку входа и выхода подбарабанья удобно выполнять по отдельности прямо из кабины. Еще больше нам понравился центробежный сепаратор с поворотной декой, благодаря которому менее чем за пять минут можно подстроиться к меняющимся в течении рабочего дня условиям работы. В сухую полуденную жару уборка ведется без третьей деки, что позволяет избежать появления большего количества короткой соломы, увеличивающей нагрузку на решетный стан. При зеленой и влажной соломе снова устанавливается третья дека, благодаря чему увеличивается сепарация остаточного зерна – просто отлично.

На решетном стане со встречным движением решет нам недоставало их электрической регулировки. Серийно устанавливаемые, так называемые альфа-решета отличаются, по утверждению производителя, оптимальной системой обдува воздухом, поэтому потребность в их настройке возникает крайне редко. Второй пункт в нашем списке пожеланий – это возможность контроля состава массы, идущей на повторный обмолот.

Учет потерь зерна выполняют два импульсных датчика слева и справа на верхнем решете. Если отверстия над ними забиваются, представители Fendt рекомендуют снять решетки. Разбрасыватель половы имеет механический привод и регулируется простым изменением угла наклона, однако, на нашей машине полный учет потерь зерна за решетным станом не производился. Благодаря зазубренным ножам и настраиваемому терочному днищу, качество измельчения было вполне приличным. Не стало поводом для критики и распределение материала на ширину 6,75 м. Очень понравился комбайнерам переход с режима укладки соломы в валок на рабочий режим измельчения – необходимо всего-навсего переставить направляющий щиток.
С нетерпением ждали мы, конечно же, результата оценки производительности шестиклавишной машины. Пропускная способность при обмолоте рапса составила от 15 до максимальных 20 т/ч (урожайность 48 ц/га при влажности 5,3%), в среднем – около 17 т/ч. На зерновых мы молотили с производительностью до 26 т/ч (урожайность озимой пшеницы составила 78 ц/га при влажности 13,7%), при этом потери были менее 1%. При таком уровне потерь средняя производительность на зерновых составила 20 т/ч. На результат обмолота комбайна 6300 С было приятно посмотреть: при уборке любых культур доля битого зерна и примесей оставалась в разумных пределах. Для замера расхода топлива шестицилиндровым двигателем Sisu CTA-4 V с рабочим объемом 8,4 л фирма Degenhart установила для нас специальный расходомер топлива. Двигатель обладает достаточным потенциалом: его номинальная мощность составляет 221 кВт/300 л.с., а мощность дополнительной системы «Boost» (при разгрузке) – 25 кВт/34 л.с. В зависимости от того, измельчалась солома или нет, расход топлива составил на зерновых от 14 до 20 л/га, на рапсе – от 22 до 26 л/га. Поэтому топливного бака объемом 600 л вполне хватает на продолжительный рабочий день. Устранить нужно только назойливое ежесекундное пищание, которое появляется, когда в баке остается 50 литров дизельного топлива.

В зерновом бункере со стабильной металлической крышей с электрическим приводом смогло поместиться почти 6,4 т пшеницы, что соответствует весьма приличным 8 кубическим метрам полезного объема. Верхняя выгрузка пшеницы длилась ровно 100 секунд – при этом щитки шнека были открыты неполностью.

При укладке соломы в валок дальность выгрузки в 4,5 м также хорошо сочетается с 6,75-метровой шириной захвата. И 4,3-метровая высота перегрузки и сплошной лоток также получили нашу положительную оценку. Но для лучшего обзора угол поворота мог бы быть и побольше. Было бы также лучше, если бы поворот выгрузной трубы выполнялся не удерживанием кнопки, а простым ее нажатием на джойстике.

Для активирования выгрузки зернового бункера мы хотели бы иметь клавишу на джойстике. Третий выключатель на консоли (который легко перепутать с остальными) весьма устарел. Предупредительный сигнал при заполнении 70% объема бункера – слишком громкий. Недоумевающие взгляды водителей, вывозящих зерно, ловишь на себе, когда при 100%-м заполнении бункера включается непрерывный звуковой сигнал, который умолкает только при отключении жатки или при полной выгрузке бункера. Поэтому датчик желательно установить как можно выше. То, что при повороте выгрузной трубы просыпается зерно, является только кажущейся проблемой. Дополнительным плюсом мы считаем большие окна между кабиной и зерновым бункером. К сожалению, пространство между ними быстро засоряется, а прочистить его можно только из кабины – естественно, в облаке пыли.

Чтобы не превысить допустимую транспортную ширину (3,5 м) хотя ширина барабана составляет 1,6 м, на комбайн 6300 С спереди можно установить шины максимального размера 650/75 R 32. При собственном весе более 16 т и нагрузке на переднюю ось более 18,5 т, с зерновой жаткой и полным бункером давление в шинах, согласно предписаниям, должно составлять не менее 3,5 атм. При уборке во влажных условиях на поле появляется заметная колея.

Нам понравилась и чувствительная регулировка гидростата. Доступ к рычагу четырехскоростной коробки передач удобен, хотя переключается он с некоторым трудом. Но больше неудобств возникает из-за ступенчатой регулировки: максимальная скорость на второй передаче (7,7 км/ч) слишком мала для выполнения разворота, а при 15 км/ч на третьей передаче не хватает тягового усилия. Диаметр разворота 16,5 м для шестиклавишной машины является нормальным, особенно, если на колесах задней оси смонтированы шины размером 540/65 R 24. Но фирме Fendt необходимо изменить толщину дисков, поскольку в этом месте машина была слишком широкой – 3,6 м. Кроме того, рукоятка на рулевом колесе, установленная на заводе, имела острые края.

И раз уж речь зашла о кабине, следует отметить, что откидная лестница с защитой от наезда на препятствия – очень неплохое решение. Удобным является также пневматическое сиденье, но, вероятно оно установлено слишком высоко, поскольку при регулировке нужной высоты оно все время проседает. Также как комбайнерам – тяжеловесам мешает неудобное сиденье, высокорослым комбайнерам не понравился обзор из-за низко опущенной крыши кабины. А вот скрип обшивки, равно как и уровень шума (82 дБ) во время работы, критиковали все без исключения.

Джойстику досталась только похвала, если не считать отсутствия подсветки. Три цифровых экрана справа в верхней части кабины вполне соответствовали ожиданиям. Правда, на простом в управлении счетчике гектаров мы не нашли таких показателей как средняя производительность на единицу площади, величина площади с измельченной соломой и др. Безупречно работал климат-контроль. Для большего комфорта добавлено большое сиденье рядом с водителем, а также мощный холодильник. Что касается освещения, здесь есть над чем поработать. Шесть фар (рабочее освещение) освещают зону в непосредственной близости от машины, а по сторонам и впереди – темно, точно так же, как и сзади, где находятся решетный стан и устройство сцепки. Поставляемая в комплекте с машиной переносная фара хороша для выполнения ремонтных работ, но для проведения быстрого контроля она слишком неудобна.

Остается сказать только пару слов о техобслуживании. Всего четыре точки смазки необходимо обслужить каждые 10 часов, с чем справляешься весьма быстро. Радиатор комбайна не нуждается в частой продувке. То, что небольшой ящик для инструмента находится за правым боковым щитком и при открывании осыпает тебя пылью с головы до ног, нам не понравилось точно так же, как и большие кучи остатков, скапливающиеся на правой стороне машины.

Вкратце  об остальном:

- Электрические делители для рапса невозможно включать по отдельности, кроме того, для их транспортировке на тележке для жатки недостает ящика.
- Окно для взятия пробы зерна выполнено хорошо, его нужно только загерметизировать силиконом.
- Зона работы стеклоочистителей – невелика, рычаг сигнала поворота включается с трудом и в исходное положение самостоятельно не возвращается.
- Если сиденье водителя пустует более 30 секунд, молотильный аппарат приходится включать заново.
- В кабине имеется мало отсеков для хранения, но предусмотрены места для установки рации, радио и громкоговорителей.
- На кабине нет рукояток, за которые можно было бы ухватиться, чтобы без опаски почистить стекла снаружи.
- Камнеуловитель открывается легко, но очистить его – дело непростое.
- Система учета урожайности и замера влажности производителем не поставляется.
- Многие компоненты машины изготовлены из оцинкованной листовой стали, что гарантирует долгий срок службы.
- Комбайн Fendt 6300 С предлагает также компания Massey Ferguson под названием Beta 7270.

Подведем итог: тот, кто ожидает от зерноуборочных комбайнов (среднего класса) производства Fendt того же имиджа «Hightech», которые есть и у тракторов, должен набраться терпения. И все-таки машины, изготовленные в Италии на заводе Laverda, производят очень хорошее впечатление и содержат множество интересных деталей, как например,  зерновая жатка «Power-Flow» или третья поворотная дека.

Однако недостает многих важных для использования на практике деталей, обеспечивающих удобство в эксплуатации – начиная с управления копированием зерновой жаткой рельефа поля и реверсирования и до автопилота и системы регулировки производительности.

Что касается производительности и качества обмолота, с этим у 6300-х комбайнов все в порядке. И все же, имея надежно работающие датчики потерь, возможность контроля состава схода, поступающего на повторный обмолот, а также электрическую регулировку решет грохота, итальянец из Германии, мог бы достичь гораздо большего.

По материалам журнала «Современная сельхозтехника и оборудование»