1 января 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426-ФЗ), устанавливающий правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяющий правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда заменяет аттестацию рабочих мест, и является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Также у индивидуальных предпринимателей, у которых нет работников, отсутствует обязанность по проведению специальной оценки условий труда, так как они не являются работодателями.
Организациям, где аттестация рабочих мест не проводилась, необходимо до конца 2014 года провести специальную оценку условий труда. Затраты по организации и проведению специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей установленным требованиям законодательства Российской Федерации, на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест.
Процедура проведения специальной оценки условий труда включает в себя следующие основные этапы:
1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда.
2. Проведение специальной оценки условий труда:
а) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
б) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
в) отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
3. Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда. Для проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечётным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав Комиссии включаются представители работодателя: специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии, если профсоюза нет, работники вправе делегировать представителя трудового коллектива). Состав комиссии и порядок её деятельности утверждаются приказом работодателя. При этом если работодатель относится к субъектам малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, которые и возглавляют её. До начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, и определяет перечень аналогичных рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и её результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Проведение специальной оценки условий труда.
а) Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадений, имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными утверждённым классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждённой приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н и осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данные результаты утверждаются комиссией.
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. Далее работодатель подаёт в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения организации декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошёл несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период её действия несчастных случаев на производстве или выявления профессионального заболевания у работника, срок действия данной декларации считается продлённым на следующие пять лет.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведённых аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В отношении указанных рабочих мест эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно определяет перечень подлежащих исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
б) В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в установленном порядке испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Результаты проведённых исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям. Результаты проведённых исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, подготовленных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) также может быть использованы при специальной оценке условий труда, в случае если давность таких результатов, не более шести месяцев.
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Такое решение оформляется протоколом, который содержит обоснование принятия этого решения и является неотъемлемой частью отчёта о проведении специальной оценки условий труда. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда работодатель в течение десяти рабочих дней направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
в) Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
Классификация по степени вредности и (или) опасности подразделяется на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Классификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчёт о её проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих её соответствие установленными статьёй 19 ФЗ № 426-ФЗ требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 ФЗ № 426-ФЗ (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость Оценки;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчёту.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчёте о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 вышеуказанного отчёта.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. Также работодатель с учётом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, в зависимости от присвоенного класса (подкласса) для работодателей (страхователей) применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки условий труда»). Также результаты специальной оценки условий труда влияют на объём выплат работникам и их социальные гарантии.
Проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в течение 6 месяцев со дня наступления таких случаев.
Ответственность. В соответствии с кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации с 1 января 2015 года, предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 60000 до 80000 рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Специальная оценка условий труда (или аттестация рабочих мест)
Кубанский ИКЦ