С 1991 по 2005 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 54,7 до 21,4 млн. голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн. голов. Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн. тонн. В настоящее время мясное животноводство в целом нерентабельно, а производство мяса крупного рогатого скота – самое убыточное (-31,1% в 2004 году)
Естественно, что в такой ситуации растет импорт мяса и мясопродуктов, доля которого на внутреннем рынке составляет свыше 34%. Подобная зависимость нашей страны от импорта при наблюдаемом сегодня мировом росте цен на мясо провоцирует инфляцию и сдерживает увеличение реальных доходов населения.
Развитие животноводства будет способствовать увеличению объемов качественных отечественных продуктов питания на внутреннем рынке, расширению производства зерновых и кормовых культур и тем самым стимулировать развитие растениеводства.
Основные цели, которые планируется достичь в результате реализации проекта
Основные цели на предстоящие два года:
увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;
увеличение на 6% объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ;
развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);
создание системы земельно-ипотечного кредитования;
введение в строй 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе.
Решающие факторы успешной реализации задач по развитию мясного животноводства в рамках национального проекта “Развитие АПК”
1. Наличие значительного потенциала для развития отечественного животноводства.
Уровень потребления мяса на душу населения в России отстает от рекомендуемой рациональной нормы потребления и ниже, чем в США, в 2,2 раза, во Франции – в 1,8 раза, в Германии – в 1,7 раза. В соответствии с прогнозами социально-экономического развития в 2006–2007 годах ожидается сохранение высоких темпов роста реальных располагаемых доходов населения (свыше 9% в год). В связи с этим Минсельхоз России прогнозирует дальнейший рост расходов населения на мясные продукты.
2. Наличие инвесторов, готовых вкладывать средства в мясное животноводство.
В настоящее время большая часть вложений приходится на птицеводство, где их оборачиваемость выше, чем в свиноводстве и скотоводстве. Поэтому требуется повысить инвестиционную привлекательность этих подотраслей.
3. Возможность быстрого расширения кормовой базы за счет внутренних зерновых ресурсов.
Наблюдаемый в последние годы рост производства зерна позволяет удовлетворить потребности животноводства в кормах с учетом планируемого увеличения поголовья скота.
Дальнейшая политика государства в области таможенно - тарифного регулирования поставок мяса
В 2006–2009 годах предполагается сохранить действующий режим ограничения импорта путем применения тарифных квот, размер которых на говядину и свинину (так называемое “красное мясо”) планируется установить на уровне:
в 2006 году – 939 тыс. тонн (общий объем квоты по мясу – 2069,7 тыс. тонн);
в 2007 году – 953 тыс. тонн (общий объем квоты по мясу – 2124,3 тыс. тонн).
Увеличение объема тарифной квоты связано с требованием действующего законодательства по постепенной либерализации режима ограничения импорта мяса с учетом роста конкурентоспособности отечественных производителей мяса. Ставки ввозных таможенных пошлин в 2006–2007 годах изменять не планируется (за исключением пошлин на охлажденную говядину – снижение с 55 до 50%).
Параметры режима ограничения импорта будут утверждаться постановлениями Правительства России. В четвертом квартале 2005 года приняты постановления Правительства по объемам тарифных квот на 2006–2009 годы и по ставкам ввозных таможенных пошлин на 2006 год. В четвертом квартале 2006 года постановлением Правительства будут утверждены ставки ввозных таможенных пошлин на 2007 год.
Ограничение импорта будет компенсироваться ростом производства отечественной продукции, в том числе за счет повышения доступности кредитов, господдержки лизинга и отмены пошлин на высокопроизводительное импортное технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Когда будут отменены пошлины на импортное технологическое оборудование для животноводства? Предполагается ли отмена таких пошлин в отношении другого оборудования?
В конце 2005 года Правительство России отменило импортные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Президент России заявил также о необходимости принятия принципиального решения об отмене или существенном сокращении импортных пошлин в отношении импортного технологического оборудования для других отраслей.
29 апреля 2006 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 168 “О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования”.
Согласно постановлению утверждены так называемые нулевые ставки для продукции машиностроения, включая сельскохозяйственное оборудование, сроком на девять месяцев. Речь, в частности, идет о высокотехнологичном оборудовании для животноводства и перерабатывающей промышленности, не имеющем отечественных аналогов, в том числе доильных установках и аппаратах, машинах и механизмах для приготовления кормов животных, инкубаторах, брудерах и другом сельскохозяйственном оборудовании – в общей сложности 34 позициях из 800, предусмотренных постановлением.
Развития лизинговых схем в сельском хозяйстве
Для приобретения племенного скота, машин и оборудования для животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга), в том числе по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа (по племенному скоту), необходимо обращаться в государственную агропромышленную лизинговую компанию ОАО “Росагролизинг” и его сублизинговые компании в регионах начиная с 2006 года.
Условия лизинга племенного скота
Сроки расчетов по договорам – до 5 лет.
Авансовый платеж – от 7%.
Ставка за использование средств уставного капитала ОАО “Росагролизинг” – 0% годовых.
Оборудование можно взять в лизинг
В лизинг можно приобрести кормозаготовительное, стойловое оборудование и оборудование для приготовления и раздачи кормов и очистки животноводческих помещений, для убоя и разделки продукции, ее охлаждения и хранения, модульные животноводческие комплексы и другое.
Оборудование, приобретаемое в лизинг, будет отечественного производства?
Оборудование может быть как российского, так и зарубежного производства, если последнее не имеет отечественных аналогов.
Условия лизинга оборудования для животноводства
Сроки расчетов по договорам – до 10 лет.
Авансовый платеж – от 7%.
Ставка за использование средств уставного капитала ОАО “Росагролизинг” – 2% годовых.
Для получения соответствующей информации необходимо обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению агропромышленным комплексом.