Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

Стимулирование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Из 16 млн сельских домохозяйств около 14 млн (86,6%) ведут подсобное хозяйство и производят около 92% картофеля, более 80% овощей, около 52% мяса и молока, около 57% шерсти. Крестьянские (фермерские) хозяйства – 261 тыс. единиц – производят более 18% зерна, 26% семян подсолнечника и 10% сахарной свеклы. Они существенно заполняют нишу, образовавшуюся с началом реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях.

В последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства устойчиво наращивают объемы производства сельскохозяйственной продукции – с 23,6 млрд рублей в фактически действовавших ценах в 2000 году до 90 млрд рублей в 2005 году. В 2004 году в личных подсобных хозяйствах населения товарность скота и птицы в живом весе составила 32,9%, молока – 20,1%, картофеля – 10,3%, овощей – 9,7%. Из 16,0 млн личных подсобных хозяйств только 3,4 млн хозяйств производят продукцию на продажу.

Поэтому для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка со стороны государства.

Реализация указанного направления проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев – создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства; гарантированного сбыта продукции; повышения уровня товарности хозяйства; роста уровня доходности хозяйств; увеличения занятости и снижения скрытой безработицы.

Эффект от реализации приоритетного направления проекта “Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК” можно оценить следующим образом: объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся к началу 2008 года на 6% по сравнению с 2005 годом.

Меры в рамках приоритета по развитию малых форм хозяйствования в АПК предполагается реализовать

Основные меры:

- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие производства;

- поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи;

- предоставление долгосрочных кредитов под залог земель сельхозназначения;

- модернизация и развитие предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Изменения в системе кредитования и субсидирования ЛПХ и КФК

ОАО “Россельхозбанк” разработаны программы предоставления кредитов крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам. Информацию по данному вопросу можно получить непосредственно в Россельхозбанке и его региональных филиалах.

В постановлениях Правительства Российской Федерации, определяющих правила предоставления субсидий, предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, будет осуществляться в размере 95% ставки рефинансирования Центрального Банка России, но не выше 95% фактических затрат на уплату процентов. Причем с условием софинансирования из бюджета субъекта на уровне 5% ставки рефинансирования Центрального Банка России.

Необходимо также, чтобы цели кредитов соответствовали целям, указанным в постановлениях Правительства РФ.

За получением субсидий необходимо обращаться в органы управления АПК субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий малым формам хозяйствования в АПК, предусмотрена возможность привлечения банков к формированию пакета документов, необходимых для получения субсидий.

Сельские потребительские кооперативы призваны помочь работникам села продвигать свою продукцию на рынки

Как государство будет помогать работникам села продвигать собственную продукцию на региональные и межрегиональные рынки?

Как показывает опыт последних лет, эффективный путь решения таких проблем – образование сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПотрК). Для поддержки СПотрК в 2006–2007 годах будут выделены средства федерального бюджета, распорядителем которых выступит ОАО “Россельхозбанк”. Совместно с региональными органами власти оно будет оказывать организационную, информационно-методическую, юридическую и финансовую помощь СПотрК, в том числе:

– информирование сельского населения, популяризация идей кооперации в федеральных и региональных средствах массовой информации;

– развертывание до 1 декабря 2006 года сети информационно-консультативных пунктов на базе территориальных подразделений ОАО “Россельхозбанк” (66 региональных филиалов и 320 дополнительных офисов);

– оказание содействия в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе помощи при подготовке пакета необходимых документов;

– предоставление необходимых средств в форме кредитов вновь созданным СПотрК.

Какие бывают сельские потребительские кооперативы?

В зависимости от вида деятельности СПотрК подразделяются на:

– перерабатывающие (переработка сельскохозяйственной продукции);

– сбытовые (продажа продукции, хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

– осуществляющие транспортные, ремонтные работы, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу;

– снабженческие (закупка товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции в КФХ и ЛПХ);

– кредитные;

– страховые.

СПотрК могут быть смешанного типа, то есть занимающимися несколькими видами деятельности.

Какие документы нужны для организации СПотрК? Где можно получить необходимую информацию и поддержку?

Информацию о СПотрК можно получить в ОАО “Россельхозбанк” через сеть его филиалов и офисов, а также в развернутых на их основе информационно-консультационных пунктах. Кроме того, информация может быть получена в органах управления АПК субъектов Российской Федерации, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Фонде развития сельской кредитной кооперации, Союзе сельских кредитных кооперативов, а также в средствах массовой информации.

Для организации СПотрК нужны следующие документы: устав, протокол учредительного собрания, технико-экономическое обоснование.

Какие предусматриваются формы кредитной поддержки СПК?

Предполагается два вида кредитов:

– СПотрК может получить в ОАО “Россельхозбанк” кредиты как на текущие цели (сроком до двух лет), так и на инвестиционные цели (сроком до пяти лет).

Кредиты на текущие цели (для проведения сезонных работ) предполагают их использование на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для последующей переработки, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, ГСМ, минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ членами кооператива, покупку молодняка скота и птицы в целях обеспечения членов СПотрК (по их заявкам).

Кредиты на инвестиционные цели могут использоваться на создание материально-технической базы СПотрК, закупку всех видов сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств, племенного молодняка сельскохозяйственных животных и прочих основных средств в целях обеспечения членов СПотрК (по их заявкам).

Кроме того, в 2006 году предусмотрено субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным СПотрК в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (постановления Правительства РФ от 04.02.2006 года № 70 (займы) и № 71 (кредиты до двух лет)). Предусмотрено также субсидирование инвестиционных кредитов, полученных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на срок до трех и до пяти лет (постановления Правительства РФ от 09.02.2006 года № 85 (до трех лет) и от 14.02.2006 года № 88 (до пяти лет)). Ставка субсидии установлена на уровне 95% ставки рефинансирования Центрального Банка России, при этом установлено, что сумма кредита, полученного одним кооперативом, не может превышать 10 млн рублей.

Когда можно будет получить кредит в банке?

Кредиты в банке или займы в сельскохозяйственном кредитном кооперативе можно получать в 2006 году.

Планируется облегчить крестьянам получение банковских кредитов

Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов. Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна, длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики чаще всего не имеют.

Указанные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная кооперация.

Какие меры планируется предпринять для развития сельской кредитной кооперации?

Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации будет происходить в соответствии с разработанной Минсельхозом России концепцией развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработанными региональными программами при участии соответствующих министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при участии ОАО “Россельхозбанк”.

В целях популяризации и развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации предполагается:

– развертывание до 1 декабря 2006 года сети информационно-консультативных пунктов на базе территориальных подразделений ОАО “Россельхозбанк” – 66 региональных филиалов и 320 дополнительных офисов;

– оказание содействия в создании сельскохозяйственных кредитных кооперативов со стороны региональных органов власти, ОАО “Россельхозбанк”, Фонда развития сельской кредитной кооперации, Союза сельских кредитных кооперативов;

– распространение на членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов порядка субсидирования части затрат на уплату процентов по займам за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

– организация обучения специалистов для сельскохозяйственных кредитных кооперативов в 2006 году, в 2007 году силами сотрудников ОАО “Россельхозбанк”, Союза сельских кредитных кооперативов, Фонда развития сельской кредитной кооперации, сельскохозяйственных вузов.

Каким образом Россельхозбанк намерен участвовать в создании и функционировании сельских кредитных кооперативов?

ОАО “Россельхозбанк” в конце прошлого года разработало технологии своего участия в формировании и функционировании сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В соответствии с ними предполагается:

– создание до 1 декабря 2006 года в 66 региональных филиалах и 320 дополнительных офисах сети консультационных пунктов для подробного информирования потенциальных участников кредитных кооперативов и оказания им помощи при создании, регистрации и начале функционирования;

– вхождение банка в сельскохозяйственные кредитные кооперативы в качестве ассоциированного члена для увеличения капитальной базы кооперативов;

– оказание помощи в организации деятельности и создании механизма кредитования, учитывающего специфику статуса и потребности участников сельскохозяйственных кредитных кооперативов;

– выдача долгосрочных кредитов для создания материально-технической базы сельскохозяйственных кредитных кооперативов;

– выдача краткосрочных кредитов для последующего кредитования членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

О задачах банка по созданию и функционированию сельскохозяйственных кредитных кооперативов проинформированы руководители его региональных подразделений, которые совместно с представителями региональных органов власти, региональных подразделений АККОР и Союза сельских кредитных кооперативов осуществляют организационную подготовку региональных программ.

На какие цели можно будет получить займ в кредитном кооперативе?

Займы могут быть выданы на цели, установленные постановлением Правительства № 70 от 04.02.2006 года: на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на покупку молодняка скота и птицы, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур.

Кроме того, предусмотрено, что кооператив может формировать своим заемщикам пакет документов, необходимых для получения субсидии, и предоставлять его в уполномоченный орган субъекта РФ.

На какой срок может быть выдан займ?

Заем может быть выдан на срок не более одного года.

Какова роль региональных органов управления в развитии и функционировании сельской кредитной кооперации?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны в начале 2006 года разработать региональные программы развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. Кроме того, региональные органы управления АПК должны оказывать кооперативам информационную, организационную и консультационную поддержку.

Какова роль общественных организаций в развитии и функционировании сельской кредитной кооперации?

Общественные организации для поддержки системы сельскохозяйственной кредитной кооперации оказывают консультационные и информационные услуги при образовании и в ходе работы кооперативов, помогают в подборе руководящих кадров и членов правлений, осуществляют обучение и переподготовку кадров для кооперативов.

Развитие земельной ипотеки

Ипотека земельных участков

Ипотека земельных участков – разновидность имущественного залога, который служит обеспечением исполнения обязательства по кредиту, полученному владельцем участка.

Какие меры предполагается предпринять для развития ипотеки земельных участков?

На развитие земельной ипотеки в 2006 – 2007 годах планируется выделить 1,3 млрд рублей, которые будут направлены из федерального бюджета на увеличение уставного капитала Россельхозбанка. В свою очередь, банком подготовлена концепция развития земельно-ипотечного кредитования, на основе которой разрабатывается целевая программа. В соответствии с ней предусматриваются:

- создание технологии долгосрочного кредитования сельских товаропроизводителей под залог земельных участков, оформленных в собственность в соответствии с действующим законодательством, а также находящихся в долговременной аренде;

- выдача долгосрочных кредитов сроком до 15 лет, обеспеченных залогом земельных участков, на создание, реконструкцию и модернизацию материально-технической базы сельских хозяйств;

- привлечение коммерческих банков к участию в проекте на основе предлагаемой банком технологии рефинансирования их земельно-ипотечных активов;

- меры по формированию рынка ценных ипотечных бумаг, обеспеченных земельными активами, что позволит привлекать на финансовом рынке денежные средства, необходимые для дальнейшего наращивания объемов кредитования на основе земельной ипотеки.

Какова роль региональных органов власти и местного самоуправления, а также Россельхозбанка в развитии ипотеки земельных участков органов?

Региональные органы власти и органы местного самоуправления с участием Россельхозбанка проведут широкомасштабную просветительскую и ознакомительную кампанию, чтобы довести до собственников земли возможности привлечения ими заемных средств на основе земельно-ипотечных кредитов.

Они будут содействовать созданию условий для оформления, ускоренной и упрощенной регистрации прав собственности сельских товаропроизводителей на их земельные участки, совместно с коммерческими банками обеспечат функционирование нормального процесса оборота прав собственности на землю. В конце 2005 года Минсельхоз России и ОАО “Россельхозбанк” направили в регионы совместное письмо, в котором указаны основные направления совместных действий региональных органов власти и подразделений банка, связанных с формированием их заинтересованности в реализации программы.

Россельхозбанк на основе разработанной им программы в 2006 году реализует ряд пилотных проектов земельно-ипотечного кредитования в нескольких регионах Российской Федерации и в дальнейшем планирует наращивать объемы такого кредитования по мере появления конкретных заемщиков.

Предусматривается создание при банке земельно-ипотечного агентства, которое возьмет на себя основную задачу по созданию инфраструктуры подобного кредитования, в частности развитие рынка земельно-ипотечных ценных бумаг.

Банк планирует включить в эту систему и другие коммерческие банки, которые могут рефинансироваться у него под залог своих земельно-ипотечных активов.

Какие земельные участки и права на них могут быть предметом залога?

В соответствии с действующим законодательством в залог могут быть переданы:

– земельные участки, принадлежащие физическому или юридическому лицу на праве собственности;

– земельные участки, выделенные в натуре в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки.

Какие земельные участки не могут быть предметом ипотеки?

Не могут быть предметом ипотеки:

- земельные участки, изъятые из гражданского оборота, в том числе земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

- земельные участки или части земельных участков, площадь которых меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;

- земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые по закону не может быть обращено взыскание.

Каковы особенности залога права аренды на земельный участок?

Предметом ипотеки может быть как сам земельный участок, так и арендные права на него. Закон устанавливает для этого вида залога особый режим, согласно которому ипотека этого права может осуществляться только с согласия собственника земельного участка (арендодателя) на срок, не превышающий срок аренды.

На какие цели может быть предоставлен кредит под залог земельного участка или права аренды?

На развитие сельскохозяйственного производства, улучшение земель, приобретение земельного участка и т.д.

Куда следует обращаться за информацией и получением ипотечного кредита под залог земельных участков?

Подробную информацию и необходимые консультации о порядке оформления ипотечного кредита и необходимых для этого документов можно получить в региональных филиалах Россельхозбанка.

Решающие факторы успешной реализации задач по развитию малых форм хозяйствования в АПК в рамках национального проекта “Развитие АПК”

Реализация проекта в качестве обязательной предпосылки должна исходить из необходимости разработки региональных программ, каждая из которых рассматривает проблему как комплексную, т.е. решаемую только синхронно с другими.

Наряду с организационными и методическими позициями в программах должны четко прослеживаться региональные и отраслевые приоритеты, требования к организационно-правовым и корпоративным стандартам функционирования их участников, критерии отбора или допуска к ним, гарантированные по объемам и срокам направления источники финансирования, прогнозируемые параметры деятельности и социально-экономический эффект, а также инструменты предварительного, текущего и последующего контроля.

В качестве решающих факторов успеха проекта следует назвать:

- сохранение высокого политического значения проекта, его приоритетности;

- правильно поставленную организационную и общественную подготовку проекта всеми его участниками, и в первую очередь – региональными и муниципальными органами управления;

- формирование доступной и масштабной системы информирования сельского населения о задачах и возможностях участия в проекте;

- строго организованный подход к отбору и допуску к программе ее потенциальных участников на основе объективного бизнес-планирования и учета человеческого фактора;

- соблюдение в процессе создания и функционирования структур проекта предварительно согласованных целевых, производственных и экономических параметров;

- создание технологически выверенных и адекватных проблематике финансовых и корпоративных инструментов для достижения поставленных задач;

- обеспечение устойчивого финансирования проекта на всех его этапах;

- правильно сформулированную систему мониторинга и контроля реализации проекта.

Кубанский ИКЦ