Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

В рамках проведения выставки Агрорусь состоялось совещание "Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного консультирования"

31/08/2015 -- Admin


В данном мероприятии приняли участие специалисты ГБУ КК «Кубанский с/х ИКЦ» и руководители районных ИКЦ нашего края: Белоглинского, Абинского, Крыловского. Вела конференцию директор Депнаучтехполитики Минсельхоза России Елена Ивановна Метелькова.

По результатам работы научно-практической конференции ее участники выразили уверенность, что АПК России, располагая огромным потенциалом, способен за счет научных достижений, технической и технологической модернизации производства и создания благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций, обеспечить эффективность и конкурентоспособность отрасли.
Одним из звеньев механизма модернизации сельскохозяйственного производства, трансферта технико-технологических инноваций и их сопровождения на всех этапах внедрения в производство является институт сельскохозяйственного консультирования.
Из комплекса мер государственного воздействия сельскохозяйственное консультирование является действенным и наиболее экономичным механизмом, направленным на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, создание условий для развития сельских территорий.

Консультационное обеспечение сельского хозяйства ведется в 67 субъектах Российской Федерации, что является положительным фактором его развития, но имеет место тенденция к сокращению главного звена системы – районных центров (с 560 в 2013 до 495 в 2015 году), тогда как средняя по стране представленность субъектов сельскохозяйственного консультирования на районном уровне составляет лишь 25 процентов.
Численность профессиональных консультантов, для которых консультационная деятельность является основной, в 2014 году увеличилась с 2070 в предыдущем году до 2270, но их количество составляет только 38,2% общей их численности.
Необходимо усилить деятельность по подготовке профессиональных консультантов и кадровой работы в целом.
В России создан институт сельскохозяйственного консультирования в агропромышленном комплексе, но преждевременно утверждать, что он прочно связал науку и производство и оказывает существенное влияние на его развитие.

Заслушав доклады и выступления, участники конференции считают необходимым отметить:
1. Роль института сельскохозяйственного консультирования усиливается в связи с растущей необходимостью модернизации отрасли, обеспечения импортозамещения, комплексного социально-экономического развития сельских территорий и повышения эффективности использования средств государственной поддержки.
2. Отсутствие в законодательстве правового статуса системы сельскохозяйственного консультирования снижает стабильность ее развития, расширения материальной и юридической поддержки ее субъектов, формировании доверия сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к ее деятельности. Необходимо внесение изменений и дополнений в федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в части информационно-консультационной деятельности. Это определит статус системы и позволит создать правовую базу развития сельскохозяйственного консультирования. На региональном уровне необходимо формирование соответствующей законодательной и нормативной базы.
3. Для обеспечения стабильности развития института сельскохозяйственного консультирования Минсельхозу России целесообразно рассмотреть возможность возврата предоставления целевых субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с соответствующим софинансированием на развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с 2016 года.
4. Следует увеличить объем и качество консультационных услуг, обеспечивающих удовлетворение запросов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет создания региональных организаций не менее, чем в 80 субъектах Российской Федерации, увеличения количества центров районного уровня до 1200, формирования профессиональной команды консультантов, создания единых корпоративных стандартов работы.
5. С целью повышения эффективности консультационной деятельности в АПК необходимо консолидировать участие в ней всех институтов развития, предусмотреть усиление роли федерального центра, активизировать участие в консультационной деятельности учреждений ДПО и высшего образования, научных организаций ФАНО, а также инжиниринговых центров развития.
6. К 2020 году нужно иметь не менее 5600 высококвалифицированных консультантов по сельскому хозяйству, системно осуществлять подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировки консультантов. В учреждениях высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, организовать кафедры сельскохозяйственного консультирования и вест программу подготовки магистров по направлению – консультант по сельскому хозяйству.
7. Наиболее перспективным является развитие интернет-технологий, создание в системе сельскохозяйственного консультирования федеральной сети обмена знаниями и технологиями в сельском хозяйстве, что расширит возможность свободного доступа к информационным ресурсам и онлайн консультированию.
8. Стратегическая задача системы – совершенствование инновационной деятельности субъектов сельскохозяйственного консультирования, включение их в процесс формирования заказов на научно-техническую продукцию, сопровождение инновационных проектов на этапе внедрения и осуществление мониторинга использования инновационных продуктов. Предполагается развитие института отраслевых центров сельскохозяйственного консультирования при ведущих, зональных и региональных научных учреждениях с функциями участия в аттестации инновационных и инвестиционных проектов, отборе передовой научно-технической продукции, формирования баз данных инноваций.
9. Необходимо усиление деятельности субъектов сельскохозяйственного консультирования в решении проблем устойчивого развития сельских территорий, в том числе участие консультантов в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий, поддержки организаций малых форм хозяйствования и оказании помощи в развитии альтернативных форм занятости и самозанятости сельского населения.