Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

Сельский туризм на экспорт. (опыт Беларусии)


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Беларусь использует свои потенциальные возможности в развитии туризма не более чем наполовину. По оценке Всемирной туристической организации, туристический ресурс страны оценивается в 0,1% ВВП, что означает миллиарды долларов ежегодно. Такие данные привел заместитель министра экономики Андрей ТУР на первой специализированной конференции “Агроэкотуризм в Республике Беларусь - состояние и перспективы развития”. В то же время, по данным замминистра, белорусская туристическая отрасль по ресурсной базе сходна с такими европейскими государствами, как Бельгия, Австрия, Чехия, Словакия и, по оценкам мировых экспертов, может приносить дохода от 7 до 15% ВВП. Именно поэтому правительство в нынешнем году поставило перед отраслью большие задачи, сообщил участникам мероприятия замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга. Во-первых, увеличить экспорт туруслуг на 180%, во-вторых, сократить отрицательное сальдо с сегодняшних минус 37 млн. USD до минус 13 млн. USD. При этом доля туризма в общем объеме платных услуг за этот год должна вырасти минимум на 1% - с 2,7% до 3,7%. К 2010 г. этот показатель должен увеличиться вдвое и достичь 5%. Развитие сферы услуг в стране - залог успеха в достижении устойчивого положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, отметил в своем выступлении на конференции первый заместитель председателя правления Нацбанка Юрий Алымов. Это позволит создать более рациональную и эффективную структуру ВВП и платежного баланса, увеличить темпы экономического роста. “По планам, за нынешний год платные услуги населению должны вырасти на 12%, экспорт услуг - в полтора раза. Причем максимальный темп роста должны обеспечить именно транспортные и туристические услуги”, - отметил он. В нашей стране ставку решено сделать на природное наследие и агроэкотуризм. Даже приложив “все возможные и невозможные усилия”, тягаться с Прагой, Парижем или другими европейскими столицами нам, понятное дело, не по силам. Поэтому агроэкотуризм записан в Национальной программе развития туризма до 2010 г. отдельной графой, а основной слоган всех ближайших туристических программ: “Посетите Беларусь, как страну, сохранившую девственность природы”. Сельский туризм, на взгляд представителя Нацбанка, является перспективным турпродуктом и с точки зрения экспорта, и насыщения внутреннего рынка туристических услуг. При эффективном использовании его потенциала он может повысить занятость населения, стать дополнительным источником доходов, усилить предпринимательскую активность в регионах. К слову, Программа социально-экономического развития предусматривает, что к 2010 г. в сфере услуг будет работать более 2,5 млн. человек. Напомним, первым шагом государства на пути поддержки сельского туризма стал Указ Президента о развитии агроэкотуризма от 2.06.2006 № 372. Он сделал сельский туризм> единственным видом бизнеса в Беларуси, которым можно заниматься по заявительному принципу - лишь уплатив 1 базовую величину в год. Единственное условие к претендентам - сельская прописка и не более 5 комнат в доме. За один только год в стране благодаря этому документу количество усадеб увеличилось практически в 5 раз. Сегодня на приеме туристов зарабатывают 188 усадеб. На сегодняшний день подготовлен проект изменений в этот Указ, предлагающий распространить его льготы и на малые города, а не только на сельскую местность. Это дало бы возможность в ближайшие пару лет увеличить количество занимающихся таким бизнесом еще в 2-3 раза, уверены в Министерстве спорта и туризма. До недавнего времени развитие сельского туризма тормозило отсутствие его финансирования. Желающие заняться им нуждались в средствах, начальном капитале. Теперь, когда Белагропромбанк первым в республике предложил сельчанам льготные кредиты на сумму до 10 тыс. USD под 5% годовых, эта проблема, похоже, решается. Такой вывод можно было сделать из выступлений присутствующих на первой специализированной агроэкотуристической конференции хозяев усадеб из разных регионов республики.

Инесса ГЕРМАНЧУК (c) “Экономическая Газета”, 2002-2008