Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

С 1 августа 2014 г. в России упрощается процедура паспортизации отходов

С 1 августа 2014 г. в России упрощается процедура паспортизации отходов и вводится новый ФККО.
Об этом сообщил заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р. Гизатулин, выступая с докладом на селекторном совещании «О порядке проведения работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности и паспортизации отходов после 1 августа 2014 года». Совещание прошло 16 июля 2014 г. в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России в Москве.
Заместитель Министра сообщил, что в 2013 г. в Российской Федерации было образовано порядка 5 млрд т отходов производства и потребления, при этом 90 % из них было — предприятиями добывающего сектора экономики: «Что касается таких сфер, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и сфера услуг, то за отчетный период было образовано 400 млн т отходов. Примерно 35 % из них было обезврежено и переработано, в то время как 65 % — направлено на долговременное захоронение, зачастую без предварительной сортировки, — отметил он. — Последнее вызывает особенное беспокойство, так как большинство существующих в стране свалок явно не соответствует требованиям природоохранного законодательства».
Говоря о существующих проблемах в сфере обращения с отходами производства и потребления, Р. Гизатулин проинформировал о мерах по совершенствованию системы учета и классификации отходов: «Для разрешения данного вопроса Минприроды России было разработано постановление Правительства РФ «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности». Документ вступает в силу с 1 августа 2014 г. Это принципиально новый документ, использование которого в перспективе позволит обеспечить возможность сравнительной оценки производств в части образования отходов для выявления наилучших доступных технологий».
Кроме того, с вступлением в силу указанного Постановления будет упрощена процедура паспортизации отходов и введен новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Структура разработанного ФККО базируется на происхождении отходов, их принадлежности к определенному производству, технологии. Кроме основного классификационного признака, учитывается также химический и (или) компонентный состав отхода, его агрегатное состояние и физическая форма. Добавлены также два новых критерия, позволяющих более точно относить отходы к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (показатель кислотности рН и показатель, учитывающий дисперсный состав отходов), уточнена последовательность и приоритетность применения критериев.
Новый ФККО содержит 9 блоков, 1067 групп, 90 подгрупп, а также 790 видов отходов. После утверждения планируется его дополнение новыми видами отходов. Ответственность за это будет возложена на Росприроднадзор.

Одобрены поправки в Градостроительный кодекс об упрощении процедуры экспертизы проектной документации на строительство скважин
Соответствующее решение 14 июля 2014 г. было принято Комиссией при Правительстве Российской Федерации по законопроектной деятельности. С информацией о проекте документа выступил заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д. Храмов.
По словам Д. Храмова, документ подготовлен Минприроды России в рамках исполнения поручений Президентской комиссии по ТЭК, Правительственной комиссии по ТЭК, Правительства Российской Федерации и Совета Федерации Российской Федерации, а также поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, данного по итогам XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013».
Законопроект предусматривает внесение изменений в нормативно-правовую базу для исключения административных барьеров в области недропользования. Поправки, в частности, вносятся в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Они предусматривают упрощение процедуры проведения экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт скважин в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. В частности, после внесения изменений будет исключена необходимость двойного проведения экспертизы результатов инженерных изысканий — как части проекта обустройства месторождений, так и отдельно.
Законопроект предусматривает отмену разрешений на строительство скважин для осуществления геологического изучения и разведки полезных ископаемых. Исключается также проверка проектной документации на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории или ее межевания.
По словам Д. Храмова, документ имеет важнейшее значение для отрасли, позволяет сократить сложные административные процедуры, сдерживающие приток инвестиций в геологоразведку, от объемов которой напрямую зависит восполнение запасов высоколиквидного сырья, а значит, энергетической безопасности страны.

Новый Порядок отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности.
Минприроды России разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности».
Согласно данному проекту для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности заявление и обосновывающие материалы.
Для принятия решения о соответствии отнесения отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора направляет материалы заявителя в ФГБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФБГУ «ФЦАО»), которое с участием ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» осуществляет проверку материалов заявителя и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности с предложением о наличии аналогичного вида отходов в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).
Территориальный орган Росприроднадзора:
•со дня поступления заключения ФБГУ «ФЦАО» уведомляет заявителя о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и его соответствии определенному виду отходов, включенному в ФККО, или об ошибках, допущенных в определении класса опасности вида отходов, и необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения;
•со дня поступления решения Росприроднадзора о включении данного вида отходов в ФККО уведомляет об этом заявителя.

Обновленные Критерии отнесения отходов к I–V классам опасности
Минприроды России опубликован обновленный проект Приказа «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Согласно проекту критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду служат:
•степень опасности отхода для окружающей среды (указана степень опасности отхода для окружающей среды по каждому классу опасности);
•кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (указана кратность разведения водной вытяжки из отхода);
•водородный показатель (рН) водной вытяжки из отхода;
•устойчивость отхода к биодеградации.
В проекте определяются формулы расчета степени опасности отхода для окружающей среды и порядок применения критериев для установления класса опасности отходов.
Проектом предлагается признать утратившим силу Приказ МПР России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

Проект СанПиН 2.2.1/2.1.1-14 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно проекту Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1-14 "Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"» санитарно-защитная зона относится к зонам с особыми условиями использования территорий и представляет собой специальную территорию между границами земельного участка объекта и границами достижения гигиенических нормативов, санитарных норм и в предусмотренных настоящими санитарными правилами случаях уровней приемлемого риска здоровью населения.
Объекты отделяются санитарно-защитными зонами от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, курортов, санаториев, домов отдыха, медицинских организаций стационарного типа, садоводческих товариществ и индивидуальной застройки, казарм для размещения воинских контингентов, тюрем (колоний-поселений), а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Требования не распространяются:
•на объекты, являющиеся источниками ионизирующих излучений;
•аэропорты, аэродромы, вертодромы и посадочные площадки;
•линейные части магистральных трубопроводов;
•линейные объекты (автомагистрали, линии железнодорожного транспорта, метрополитена и др.).
В случае принятия данного проекта СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» будут признаны утратившими силу.