СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность развития сельскохозяйственного туризма на Кубани
- Цели сельскохозяйственного туризма
- Методы развития и популяризации СТ
- Ожидаемые результаты от развития СТ на Кубани
- Нормативно-правовая база, используемая для разработки концепции.
--------------------------------------------------------------------------------
Актуальность развития сельскохозяйственного туризма на Кубани.
Туристическая индустрия одна из самых динамичноразвивающихся отраслей.
В ряде развитых западноевропейских стран, таких как Франция, Великобритания, Голландия, Ирландия, Германия, Испания занятие сельским туризмом поощряется на национальном уровне и рассматривается, как неотъемлемая составляющая программы комплексного социально-экономического развития села. В развитых странах туристические поездки в села и в сельскую местность занимают уже второе место после отдыха на море. Мировая практика подтверждает, что сельский туризм активно способствует решению основных социально-экономических проблем села. На Западе этот вид деятельности давно и успешно развивается и приносит стабильный весомый доход сельскому населению наряду с основной деятельностью.
Кубань является весьма привлекательным регионом в плане развития сельского туризма. Теплый климат близость морей, разнообразная местность: горные массивы, обширные степи, богатство растительного и животного мира – все вместе создает благоприятные условия для развития сельского, аграрного, экологического, этнографического туризма.
Классический СТ подразумевает проживание туристов в деревенском доме в условиях приближенных к реальным, включая мебель, кухонную утварь. Питание туристов осуществляется преимущественно продуктами простой деревенской кухни…В совокупности с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями, ремеслами, пешими, конными прогулками, оздоровительными мероприятиями (бани, фитотерапия), рыбалка, общение с домашними животными все это создает неповторимый колорит Кубани, как аграрного региона.
Сельский туризм является комплексным стимулом развития, как сельской местности, так и экономики региона в целом и способствует:
- созданию позитивного образа Кубани, делая ее привлекательной не только для туризма, но и для инвестиций в другие сферы деятельности;
- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- обеспеченности занятости населения;
- повышению образовательного и культурного уровня населения.
Цели и задачи сельскохозяйственного туризма.
Основной целью СТ на Кубани является развитие дополнительной несельскохозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей. Вырученные таким образом средства будут направлены на реконструкцию и модернизацию производства.
Первоочередными задачами СТ являются:
- привлечение туристов в Краснодарский край на протяжении всего года, и как следствие – круглодичная занятость сельского населения;
- максимальное объединению интересов населения и предпринимательской деятельности физических лиц с интересами соответствующих административно-территориальных единиц;
- стимулирование деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов региона;
- рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;
- расширение ассортимента продукции приусадебного хозяйства;
- реализация на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых продуктов питания;
- стимулирование охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов;
- повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;
- пополнение бюджетов всех уровней дополнительными поступлениями;
- использование региональных особенностей и удобного географического положения, природно-ресурсного потенциала;
Явными преимуществами сельского туризма являются:
- не требует значительных инвестиций и использует преимущественно частные источники финансирования, а капиталовложения быстро оккупируются;
- содействие привлечению иностранных и национальных инвесторов в развитие сельского туризма;
- создание условий для социальной стабильности в сельских регионах;
- расширение сферы занятости сельского населения и создания новых рабочих мест;
- сохранение и возрождение в сельских регионах культурного наследия (традиций, обрядов, ремесел, памятников природы, истории, религии и культуры).
Методы развития и популяризации СТ.
Для подготовки субъектов этого вида деятельности необходимо оказывать информационную, методологическую, консультационную поддержку по их запросам и в инициативном, инновационном порядке, организовывать целевые семинары.
Важным механизмом менеджмента сельского туризма является установление диалога и партнерства между органами власти и бизнесом.
Организация комплексного мониторинга состояния
Разработка и создание программных информационных комплексов
Решающее значение приобретает качество маркетинговых коммуникаций, то есть система продвижения продукта на рынок. Комплекс маркетинговых коммуникаций - это система мероприятий, направленных на информирование и убеждение потребителей, напоминание им о туристическом продукте и создании позитивного имиджа аграрного труда в глазах общественности.
Сущность маркетинга сельского туризма:
- поиск таких потребительских качеств имеющегося туристического продукта, которые бы заинтересовали потенциальных потребителей;
- поиск тех потенциальных потребителей, которые готовы и с удовольствием будут потреблять имеющийся сельский туристический продукт в том виде, в котором он существует.
Сельский житель не способен самостоятельно осуществлять маркетинговые мероприятия по продвижению своего продукта на рынок.
Кубанский ИКЦ на сегодняшний день обладает всеми возможностями, чтобы выступить в роли координатора сельского туризма на территории края:
- имеются базы данных по сельхозпроизводителям края;
- обладает богатым опытом в области проведения обучающих семинаров;
- технический и кадровый потенциал позволяет заниматься маркетинговыми исследованиями;
- тесное сотрудничество с ИКЦ других регионов РФ позволяет привлекать туристов со всей территории России, длижнего и дальнего зарубежья.
Ожидаемые результаты от развития и популяризации СТ
Комплексный и последовательный подход к проведению региональной политики в сфере развития сельского туризма приведет к решению социальных проблем населения в сельской местности, повышению уровня занятости и привлечению к предпринимательской деятельности незанятых сельских жителей.
В ходе реализации концепции ожидается получить следующие результаты:
- рост количества туристов, посещающих регион круглый год;
- рост поступлений в бюджеты различных уровней;
- совершенствование профессионального уровня владельцев усадеб сельского туризма;
- рост количества усадеб, предоставляющих услуги сельского туризма;
- увеличение реализации на месте (в сельской местности) продукции личного крестьянского хозяйства;
- улучшение благоустройства сельских населенных пунктов;
- развитие социальной инфраструктуры;
- развитие сферы услуг за счет расширения ассортимента туристических услуг.
- сохранение и развитие народных промыслов;
Нормативно-правовая база используемая для разработки концепции.
1 Федеральный закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации” от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ;
3 Постановление правительства РФ от 14 июля 2007 г. №446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"