Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр

Государственное бюджетное учреждение
Краснодарского края
Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр

ПДС - проект нормативов предельно допустимых сбросов

Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в открытые водные источники (ПДС) разрабатывается в соответствии с ГОСТ 17. 1. 01. 77 (п.39). Под предельно допустимым сбросом (ПДС) веществ в водный объект принимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения нормативного качества воды в контрольном пункте.

ПДС устанавливается с учетом предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в местах водопользования и ассимилирующей способности объекта.

Для разработки проекта Предельно допустимых сбросов (проект ПДС) проводится инвентаризация источников сбросов. На данном этапе определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод. Выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).

На основании полученных данных с заказчиком согласовываются сроки проведения работ и их стоимость, после чего заключается договор на разработку и согласование тома ПДС и получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду со сточными, ливневыми, дренажными, фильтрационными водами. По результатам проведенной инвентаризации выполняется непосредственно сам проект предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, где приводятся общие сведения о предприятии, сведения об арендаторах, характеристики организации как источника загрязнения водной среды, расчет фактических сбросов и предложения по установлению нормативов предельно допустимых сбросов (проект ПДС), а также разрабатывается план водоохранных мероприятий.

ПДС загрязняющих веществ со сточными водами выполняется во исполнение Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» и с целью утверждения предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в соответствии с «Методическими указаниями по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (утв. Министерством природных ресурсов Российской Федерации 17.12.1998г.)».

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ (проект ПДС)

1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).

2. Данные по балансу территории предприятия с указанием общей площади, площади застройки, проездов, дорог, площадок с твердым покрытием, газонов и грунтовых покрытий, наличие и размеры автостоянок.

3. Реквизиты предприятия.

4. План-схема предприятия с размерами территории и указанием мест хранения всех видов отходов.

5. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

6. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год)

7. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

8. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.

9. Схема систем водоснабжения и канализации с указанием диаметров трубопроводов, марки водомеров, количеств санитарных приборов, противопожарного водопровода и др.

10. Схема сетей ливневой канализации и разрешение на сброс (при сбросе в городскую канализацию).

11. Наличие локальных очистных сооружений поверхностного стока, марки, паспорт, сертификат, производительность и т.п.

12. Программа регулярных наблюдений за качеством сточных вод по выпускам

13. Договора на водоснабжение и сброс сточных вод, Договор на водопользование.

14. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

15. Предыдущий проект НДС, 2-ТП-водхоз за предыдущий год, лимитов отходов (если есть).

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ПДС

Основанием для выдачи "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты" вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию является положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия. Основанием для выдачи "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты" действующему малому предприятию является согласование Отдела нормирования Ростехнадзора Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. При этом согласованию подлежат как нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС), так и, при необходимости, лимиты - временно согласованные сбросы (ВСС).

Перед представлением в Ростехнадзор разработанный Проект нормативов ПДС должен пройти предварительное согласование в:

- Роспотребнадзоре

- Бассейновом водном управлении по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству

- Центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

- других специально уполномоченных органах охраны окружающей среды (при необходимости)

Срок действия нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) - три года при отсутствии изменений в производственной деятельности Срок действия установленных величин временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ в водные объекты - один год согласно планам мероприятий по достижению нормативов, входящих в состав проектов нормативов ПДС.

При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

Результаты Инвентаризации и данные Технического отчета проходят обязательное рассмотрение на предмет соответствия заявленных данных фактическому воздействию на окружающую среду. При необходимости подтверждения фактического количественного и качественного состава загрязнений окружающей среды Отдел нормирования Ростехнадзора имеет право организовать проверку предприятия-природопользователя с проведением контрольных инструментальных замеров для принятия решения об утверждении нормативов ПДС. Лимиты временно согласованных выбросов согласовываются и утверждаются только при предоставлении в Ростехнадзор "Плана природоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС".

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ПДС

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Статья 22.

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

«Порядок определения платы…»

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае ОТСУТСТВИЯ у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как СВЕРХЛИМИТНАЯ. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц -от 100 до 200 МРОТ).

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 15 до 20 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 до 20 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Статья 250. Загрязнение вод

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Ист: http://ecolusspb.ru/