Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр

Государственное бюджетное учреждение
Краснодарского края
Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр

Отходные права и обязанности

Или Правовое регулирование в области обращения с отходами

На территории Краснодарского края действует большое количество малых и средних предприятий и организаций, которые занимаются сельским хозяйством, торговлей, посреднической и иной деятельностью. Результатом этой деятельности становится не только обилие свежепроизведенных материальных благ, но и отходы производства и потребления. Потому проблема определения плательщиков экологических платежей за хранение и размещение отходов не теряет актуальности. В соответствии с требованиями, установленными российским законодательством, за негативное воздействие на окружающую среду нужно платить так называемые «экологические платежи» за размещение отходов, то есть вносить в соответствующий бюджет определенные суммы по установленным тарифам. И это вполне логично и правомерно. Особенно тяжело в этой сфере правоотношений приходится субъектам малого предпринимательства. И множество проблем здесь возникает не столько при обращении с опасными отходами производства, сколько при обращении с самым обычным бытовым мусором.
Не пытаясь объять необъятное и разобраться со всеми возможными видами негативного воздействия на окружающую среду, остановимся лишь на одном аспекте деятельности любого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Речь идет об образовании обычного «бытового» офисного мусора. Или, выражаясь языком действующего российского законодательства, отходов потребления, которые появляются в том или ином размере у всех организаций, включая посреднические и торговые фирмы вне зависимости от того, занимаются они производством чего-либо или нет. Поэтому важно определить, кто же должен платить за хранение, размещение и последующую утилизацию такого мусора и что вообще подразумевается под всеми этими терминами.
В соответствии с ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ все отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, делятся на два вида: отходы производства и потребления. При эксплуатации каких-либо объектов, связанной с обращением с отходами, а также при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством накладываются определенные обязательства, выражающиеся, в частности, в необходимости разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.
Делается это, как следует из законодательства, в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, а также для определения конкретных размеров экологических платежей. Несоблюдение хозяйственными субъектами данных законодательных установок может повлечь за собой привлечение этих лиц к административной ответственности и наложение на них штрафа.
При этом законодательством определенно, что под обращением с отходами понимается любая деятельность хозяйствующего субъекта, при которой образуются отходы, будь то отходы производства или отходы потребления.
Казалось бы, исходя из вышеизложенного, законодательством, бесспорно установлено, что любая организация должна разрабатывать лимиты и нормативы и платить экологические платежи, поскольку не бывает организаций, которые в процессе свой деятельности не образовывали бы какие-либо отходы, пусть даже это будут кусок сломанного карандаша, огрызок яблока или помятый лист бумаги, брошенный работниками этой организации в мусорную корзину своего офиса.
Закон об отходах дает четкое определение нормативам и лимитам: Лимит на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; Норматив образования – это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Таким образом, мы видим, что законодательство тесно связывает понятие «лимит на размещение отходов» не просто с образование отходов, а с их размещением. Кроме того, ст. 21 указанного закона также устанавливает, что платежи взимаются не за обращение, а именно за размещение отходов. А что же подразумевается под термином «размещение отходов»?
Под размещением отходов следует понимать их хранение и захоронение, что в свою очередь подразумевает определенные специфические действия, а именно: содержание отходов в объектах размещения отходов, то есть в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для изоляции отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах.
В заключение можно сказать, что чрезмерное преобразование природы пагубно экономически и опасно экологически, так как в конечном итоге может создать условия, непригодные для жизни человека как биологического вида.

Материал подготовил ведущий специалист
информационно-аналитического отдела
Голуб Ольга Александровна