Главный вопрос — как привлечь туристов?
Дело за эффективным менеджментом и маркетингом в агротуризме. Необходимо писать бизнес-план, важная часть которого – маркетинговое исследование. Начните не просто с изучения – с поиска – достопримечательностей своего района. И сразу найдете партнеров по бизнесу.
Во-первых, нужна некая «фишка», благодаря которой ваше предложение вызовет интерес. Это может быть райской красоты природа, изобилие рыбы в речке или озере и грибов в лесу, сохранившиеся традиции (например, в деревне по-прежнему пекут в печи хлеб, ткут полотна на самодельных станках и почитают прочие народные ремесла). Заманчивы и местные вековые легенды: романтиков-экстремалов заинтересуют древние предания о несметных кладах, бурных событиях времен царей и князей, привидениях и т. д. Деревенские мифы, где реальность переплетена с вымыслом, остатки панских усадеб и прочие раритеты можно преподнести так красиво, что развалины Помпеи и египетские сфинксы померкнут перед белорусской историей.
Во-вторых, вы должны позаботиться об условиях жизни. Речь не идет о строительстве коттеджа с сауной — оставим это в планах на будущее, когда вы освоитесь с ролью хозяина-бизнесмена, войдете во вкус и, заработав денег, начнете совершенствовать и расширять свой бизнес. А для начала следует, как минимум, привести в порядок «базу отдыха» (дом, чердак, сеновал, баню, туалет). Экзотика экзотикой, но в неопрятной развалюхе не захочет жить даже экстремал. Оборудовать уютную беседку и место для шашлыков — это тоже несложно и недорого. Договоритесь с соседями — у кого можно будет купить молоко, свежие яйца, мед, взять напрокат лодку или лошадь. В Литве, например, где сельский туризм процветает, большинство хозяев, принимающих туристов, именно таким образом кооперируются с соседями — вести большое хозяйство и одновременно предоставлять качественный сервис гостям довольно трудно. Зато благодаря одному бизнесмену, может зарабатывать вся деревня — и все останутся довольны.
Знание правил приема гостей, их нужд и потребностей и умение их удовлетворить как можно быстрее и лучше, становится необходимым каждому владельцу сельского гостевого дома. Такие знания дает маркетинг.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. В данном случае это обмен услугами по размещению в сельском доме за деньги.
Существует три ключевых понятия маркетинга: нужда потребность и запрос.
У многих сельчан туристический бизнес начинался с того, что великолепно отдохнувшие гости рекомендовали радушных хозяев своим друзьям и знакомым. Словом, «рекламным инструментом» была народная молва. Но, учитывая возрастающую конкуренцию, все-таки лучше прибегнуть к рекламе настоящей — не поскупиться на объявления в газетах, как это делается во всем мире.
Для организации сельского туризма главам КФХ и ЛПХ необходимо:
- выявить потенциал для развития сельского туризма в своей местности;
- обустроить дом и прилегающую территорию;
- обеспечить безопасность пребывания туристов;
- провести планирование и прогнозирование деятельности по развитию бизнеса в сфере сельского туризма;
- провести маркетинговые исследования рынка услуг сельского туризма;
- выявить аспекты ценообразования на предоставляемые услуги;
- определить форму хозяйствования.
Наибольшее распространение в Российской Федерации получили формы бизнес-плана, применяемые в Сбербанке Российской Федерации и Россельхозбанке
Макет бизнес-плана для Сбербанка имеет следующую структуру:
1. Титульный лист
2. Вводная часть или резюме проекта
3. Основная информация о предприятии
4. Анализ положения дел в отрасли
5. Описание продукции
6. Производственный план
7. Основные потребители и характеристика сбытовой политики
8. Ценообразование
9. Конкуренты
10. Поставщики
11. Организационный план
12. Рабочий график реализации проекта
13. Финансовый план проекта
К вышеуказанным разделам прилагаются формы подготовки исходных данных, которые предназначены для сбора и структуризации информации, необходимой для выполнения оценки коммерческой состоятельности инвестиционные проектов. Предлагаемые табличные формы могут использоваться и при подготовке исходных данных для анализа инвестиционного проекта на действующем предприятии (когда масштабы проекта и существующего производства сопоставимы). Для этого рекомендуется скопировать и отдельно заполнить формы подготовки исходных данных для проекта и для действующего производства.
При осуществлении рекламной политике необходимо первоначально провести следующие мероприятия:
1. Установка рекламных щитов СС указанием предоставляемых услуг и расположением предприятия. Установка щитов на трассе для привлечения автотуристов.
2. Проведение презентаций с банкетом, для ознакомления с объектом и предоставляемыми услугами на территории хозяйства для руководителей тур. агенств, работающим в данном регионе и представителям тур. агенств других регионов.
3. Выпуск визиток и рекламных буклетов с размещением их в пансионатах, гостиницах, туристических выставках для привлечения организованных и неорганизованных туристов. Это первый этап рекламной политики хозяйства, дальнейшие мероприятия разрабатываются по мере необходимости при осуществлении производственной деятельности и учете ошибок допущенных в начале производственной деятельности.
Сколько денег запросить с туристов? Этот вопрос решается индивидуально, поскольку цена зависит от многих факторов: наличия развлечений, условий быта, питания и т. д. В Беларуси отдых в деревне может стоить и 2, и 5, и 10 у.е. с человека в сутки. Сельским туризмом увлекаются люди далеко не бедные, и денег они не пожалеют, если хозяева будут по-настоящему гостеприимны, внимательны и порядочны.
ЦЕНА НА УСЛУГИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ В ГОСТЕВОМ ДОМЕ должна включать:
-
стоимость сырья (продуктов для приготовления пищи и пр.), текущие расходы на производство, реализацию и продвижение услуг, прибыль;
-
косвенные налоги по отдельным видам услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и пр.);
Принципы определения цены на услуги туризма:
-
цена должна возместить владельцу дома затраты на производство, реализацию и обеспечить такой размер прибыли, который позволит ему работать по принципу самофинансирования;
-
цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во много определяется сезонностью;
-
цена должна быть гибкой.