В последнее время экологические службы все чаще заставляют с собой считаться. Работники Ростехнадзора устраивают сельскохозяйственным предприятиям проверку за проверкой. Проверяют сам факт уплаты экологических сборов. Любопытно, что многие предприятия даже не подозревают о том, что существует такая обязанность, и в любой момент их могут признать злостными нарушителями закона. И заставить заплатить.
Для того чтобы оплатить негативное воздействие на окружающую среду, совершенно не обязательно быть владельцем вредного производства, согласно п. 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000г. №77, регистрация Минюста от 24.03.1993г. №190) плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются все предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также граждане (в том числе иностранные) и лица без гражданства, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
Организации, индивидуальные предприниматели, не имеющие производства, но в процессе деятельности которых образуются твердые бытовые отходы, также являются плательщиками платы за негативное воздействие, в частности за размещение отходов. Плату за размещение отходов на полигонах ТБО, свалках осуществляет каждая организация, индивидуальный предприниматель как производитель, собственник своих отходов, а не владелец полигонов и свалок. Заключенный договор на вывоз ТБО не освобождает от обязанности внесения платы.
Любопытно, что многие предприятия не только не платят, но и не задумываются о том, что они должны включать соответствующие платежи в свой бюджет. Впрочем, существовать в блаженном неведении им осталось недолго - в последние полгода активность сотрудников Ростехнадзора заметно возросла.
Итак, любое негативное воздействие на окружающую среду должно быть оплачено. В частности, плата взимается не только за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, но и за размещение отходов, за шум, вибрацию, электромагнитное воздействие и т.д. Перечень является, к сожалению, не исчерпывающим, поэтому споры между госорганами и компаниями неизбежны. Ни одно предприятие не застраховано от проблем с экологами, и слабым утешением выглядит то, что у организации, к примеру, отсутствует производство. Слишком много у экологов различных механизмов по вытягиванию платежей. Купил на предприятие автомобиль - плати экологические сборы. Выкинул мусор в контейнер во дворе - опять плати, да еще и расчеты делай.
Если пришла проверка
С начала 2009 года экологи начали активно проверять предприятия на уплату соответствующих платежей. Причем проверяют всех - и предприятия перерабатывающей промышленности и хранения сельскохозяйственной продукции, сельхозтоваропроизводителей различных форм собственности и видов деятельности: нарушения экологического законодательства наверняка есть у каждого.
Во избежание наложения штрафных санкций на предприятии должна быть следующая документация:
По результатам проверки сотрудник Ростехнадзора составляет Протокол об административном правонарушении, а также акт проверки соблюдения природоохранного законодательства. Разумеется, что основным составом правонарушения является невнесение организацией платежей за негативное воздействие на окружающую среду. И тут главное - не выпускать ситуацию из-под контроля. Необходимо внимательно присмотреться к составленному протоколу. На счастье руководителей предприятий, составлять их правильно умеют лишь немногие из проверяющих. Поэтому зачастую в документы закрадываются существенные ошибки, которые впоследствии можно будет использовать в суде. Причем если руководителю удастся доказать, что протокол составлен ненадлежащим образом, то карательных санкций она избежит: такой документ не может служить доказательством в суде.
При этом проверяющий может делать самые элементарные ошибки: неправильно указывает название организации и адрес ее регистрации. Заметим, что это самая распространенная ошибка. То есть к ответственности привлекается совершенно иная компания. Может быть неправильно указана фамилия руководителя или его должность. Эта ошибка для проверяющих может впоследствии стать роковой: ведь формально это уже совсем иное лицо. Отдельно следует обратить внимание на графу «объяснения и замечания нарушителя». Физическому лицу или законному представителю юрлица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Причем они вправе представить собственные объяснения и замечания по его содержанию, которые должны быть к этому протоколу приложены.
Кроме того, протокол подписывается как самим инспектором, так и руководством предприятия, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, и ему же под расписку должна быть вручена копия. Но обычно проверяющие составляют протокол без какого-либо участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. По такому протоколу привлечь к ответственности предприятия будет весьма затруднительно.
Однако все эти аргументы следует приберечь для суда. О них ни в коем случае не следует сообщать в контролирующий орган, иначе указанные недостатки могут быть устранены, и судебная защита рухнет. Ведь процессуальные нарушения исправить легче всего, а в суде экологам будет намного труднее сделать это. К примеру, написали название компании в протоколе с ошибкой. Компания об этом сразу же объявила инспектору. И экологи приносят исправленный протокол, где ошибки уже нет. А у компании есть только незаверенная копия старого протокола и недоказанные слова.
Но сначала дело будет рассмотрено в территориальном органе Ростехнадзора - начальником проверяющего. Если о месте и времени рассмотрения дела известно, то лучше всего заготовить письменные пояснения. Можно дать и устные, но логичнее, чтобы в деле об административном нарушении мнение организации было выражено в письменной форме. По результатам рассмотрения дела компания получит либо постановление о привлечении к административной ответственности, и тогда остается только обращаться с жалобой в суд, либо постановление о прекращении производства и признание своей правоты.
Кстати, некоторые экологи приходят с внеплановой проверкой по собственной инициативе. При этом начальники в Ростехнадзоре могут быть абсолютно не в курсе, чем занимаются на досуге подчиненные. Цель проверяющих проста - получить от компании «отступные». Если организация не готова платить, то проверяющий составляет протокол и всячески запугивает компанию будущими проблемами с законом. Но такой протокол, разумеется, не ляжет на стол его руководителя. Поэтому в случае визита экологов необходимо перезвонить в территориальное отделение, проверить, не находятся ли в отпуске сотрудники, нагрянувшие к вам с проверкой, а также осведомиться у их руководства, планировалась ли проверка вашей компании.
На заметку: В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:
- дата и место его составления,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело,
- место, время совершения и событие административного правонарушения,
- статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение,
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Материал предоставил начальник
информационно-аналитического отдела
Коневская Вероника Олеговна
тел. (861)262-86-99