Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

Фермеры готовятся к старту маркировки "Честный знак"


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

С 1 сентября 2024 года маркировка молочной продукции станет обязательной для КФХ и сельскохозяйственных кооперативов: фермеры должны будут маркировать товар, продаваемый в индивидуальной потребительской упаковке.

Введение маркировки для фермеров дважды переносилось и сдвинулось почти на два года. Механизм должен был стать обязательным еще 1 декабря 2022 года, затем 1 декабря 2023-го, но каждый раз хозяйства оказывались не готовы. В итоге срок запуска маркировки для фермеров был перенесен на этот год.
В начале 2024 года Минпромторг России сообщал, что почти 90 % фермеров прошли регистрацию в государственной системе "Честный знак", а к июлю этот показатель приблизился к 100 %. Тем не менее у некоторых представителей малого и среднего бизнеса все еще остаются опасения на счет роста затрат на маркировку и увеличения стоимости молочной продукции.
Руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак") Юлия Кузьмина заверяет: "Маркировка фермерской молочной продукции не приведет к негативным последствиям на рынке. Для того, чтобы маркировка не оказывала влияния на цену и производственные процессы для участников оборота разработаны специальные меры и инструменты поддержки", - рассказывает она. – "В частности, для фермеров запущены сразу две программы поддержки приобретения оборудования: это компенсация 50% затрат на оборудование и поставка готовых расходных материалов для маркировки. Также оператор системы маркировки предоставляет доступ к бесплатным инструментам для облегчения работы участников оборота с системой. Это приложения "Маркировка. Просто" и "Честный знак. Бизнес", а также бесплатный сервис электронного документооборота "ЭДО Lite". Таким образом затраты на разовое оборудование предприятия и дальнейшую работу с документооборотом сводятся к минимуму", подчеркивает Кузьмина.
Согласно исследованию Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина, увеличение конечной стоимости молочной продукции за счет внедрения маркировки составит не более 1% за шесть лет, что значительно ниже уровня инфляции в стране. Поэтому вклад маркировки в себестоимости отразится на уровне погрешности и не повлияет на конечную цену.
Также фермеры нередко видят сложности в самом процессе подключения к "Честному знаку".
Чтобы минимизировать риски возникновения проблем специалисты ЦРПТ разработали подробную и понятную инструкцию, в которое прописаны все этапы присоединения к системе:

--Для начала хозяйству нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП).

-Затем подключить электронный документооборот (ЭДО).

-Далее - зарегистрироваться в системе «Честный знак».

-После этого необходимо описать товары в каталоге.

-Следующим шагом станет получение доступа к регистратору эмиссии (устройство, которое генерирует зашифрованные цифровые коды и передает их в систему «Честный знак»).

-Затем нужно заказать коды маркировки.

-Далее - купить оборудование: или самостоятельно, или по программе поддержки.

-И теперь можно наносить маркировку.

Фермеры, которые уже провели тесты по запуску системы маркировки подтверждают: на деле процесс подключения оказался совсем не сложен.
Так, КФХ Сейрана Геворкяна (хозяйство занимается производством сыров) из Краснодарского края: "Тестовый выпуск некоторых видов сыров с маркировкой провели еще в декабре прошлого года, и весь процесс прошел гладко. Готовиться к маркировке мы начали в сентябре 2023-го: оформили электронную подпись, установили программное обеспечение для работы с ней, зарегистрировались в системе мониторинга", - вспоминает руководитель предприятия. – "Затем изучили какое потребуется оборудование, выбрали и приобрели самые инновационные решение и, собственно, промаркировали первую партию продукцию, начав с фасованной". Сейчас КФХ отрабатывает маркировку на весовых сырах. Также предприятие занимается поиском сотрудника, который будет работать с маркировкой – это завершающий шаг при подготовке подключения к системе «Честный знак». «Все-таки процесс требует постоянного контроля и лучше, если этим будет заниматься отдельный специалист», - поясняет фермер.

Маркировка молочной продукции в системе «Честный знак» введена с 2021 года. За прошедший период объем продукции с признаками фальсификата сократился с 30% до 0,2%. Таких результатов удалось достигнуть благодаря тому, что система маркировки интегрирована с «Меркурием»: прослеживание сырья и объемов готовой продукции позволяет регулятору выявлять нарушителей и повышать безопасность пищевой продукции в стране. Также после введения маркировки продажи просроченной молочки сократились в три раза, а дополнительные доходы бизнеса за три года за счет обеления и развития рынка составили почти 72 млрд рублей.

Источник: https://rosng.ru/