Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

Что принесет новый АПК РФ

После создания системы арбитражных судов в России в 1991 году правовая основа деятельности арбитражных судов изменялась трижды, и каждый раз — путем принятия нового Кодекса. Действующий АПК РФ был принят 6 лет назад — для динамично развивающейся системы экономического правосудия достаточный срок, который позволяет подвести некоторые итоги и наметить пути ее развития. Есть ли необходимость в принятии нового АПК РФ? С этим вопросом мы обратились к заведующему кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, д.ю.н., профессору, члену редакционного совета  Владимиру Владимировичу ЯРКОВУ.

Современная история судопроизводства в арбитражных судах включает в себя АПК 1992, 1995 и 2002 годов. Внесение изменений в арбитражное процессуальное законодательство путем принятия новой редакции АПК РФ позволяло каждый раз подойти к решению вопроса о реформировании судопроизводства комплексно, предлагая всем субъектам правореализации в сфере экономического правосудия — судьям и лицам, которые обращаются в арбитражные суды за судебной защитой, новую модель правового поведения.

При этом некоторый временной разрыв между принятием и вступлением в силу новой редакции Кодекса обеспечивал возможность его изучения и адаптации участников сферы экономического правосудия к новым правовым реалиям.

За время действия последнего АПК РФ в него был внесен ряд изменений, которые носили точечный характер и изменяли содержание отдельных норм данного Кодекса в связи с принятием судебных актов Конституционного Суда РФ, внесением изменений в Налоговый кодекс РФ и принятием новой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также по иным причинам.

Почему же возникает вопрос о целесообразности разработки и принятия нового АПК России? Причин можно назвать несколько.

Необходим комплексный подход

Прежде всего новый АПК РФ необходим для дальнейшей модернизации арбитражного процессуального законодательства по ряду направлений. К их числу относится давно обсуждаемый комплекс мер по определению процессуального регламента рассмотрения «корпоративных исков». Другим направлением является введение в арбитражный процесс элементов так называемого электронного правосудия, связанного с использованием возможностей современных информационных технологий для движения дела в арбитражных судах различных уровней, в доказательственной сфере и для общения сторон между собой и с судом.

Возможны и другие направления детализации арбитражного процессуального законодательства, возникающие в том числе в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007—2011 годы», например:

— введение ограничений на кассацию, минуя апелляцию;

— введение обязательной аудиозаписи судебных заседаний;

— развитие механизмов досудебного рассмотрения дел, подведомственных арбитражным судам;

— стимулирование процедур медиации и т.д.

Представляется, что необходима дальнейшая детализация арбитражной процессуальной формы путем развития особенной части АПК РФ, в частности более полного регулирования в АПК РФ особенностей рассмотрения различных категорий дел, подведомственных арбитражным судам, например о несостоятельности организаций и граждан, других наиболее значимых категорий дел гражданского и административного судопроизводства.

Практически любое решение обозначенных вопросов должно быть комплексным. Так, реализация проекта «электронного правосудия» потребует внесения изменений практически во все институты общей части АПК РФ, а также в главы, регулирующие судопроизводство в каждой из стадий арбитражного процесса.

То же самое относится и к решению вопросов более широкого использования медиации и стимулирования участников арбитражного процесса на использование примирительных процедур. Потребуется внесение соответствующих положений в АПК РФ, касающихся влияния соглашений сторон на процесс судопроизводства (возбуждение дела, подготовка, временная остановка судебного разбирательства и окончание дел без вынесения судебного решения). Кроме того, нужно будет оценить доказательственное значение информации, используемой в процессе медиации, решить вопрос о придании исполнительной силы внесудебным соглашениям сторон, достигнутым в ходе примирительных процедур.

Внесение каждой из перечисленных новелл путем отдельного федерального закона об изменениях АПК РФ вряд ли будет способствовать целостному восприятию и применению Кодекса лицами, вовлеченными в процесс правореализации. Более правильной представляется разработка и принятие нового АПК РФ, основанного на принципах преемственности и развития, включающего в себя проверенные на практике положения АПК 2002 г., а также практику Высшего Арбитражного Суда РФ, отраженную в его постановлениях и информационных письмах.

Предлагаемая комплексная реформа в современной истории экономического правосудия будет четвертой по счету за сравнительно небольшой промежуток времени. При оценке этого обстоятельства следует исходить не из количественных показателей, а из реальных общественных потребностей. Наша страна за последние 20 лет (в составе СССР, а затем как самостоятельное государство) прошла колоссальный путь реформ, а значит, и законодательство в этот период не может не носить переходного характера и не требовать постоянного обновления по мере развития материального законодательства, изменения политической системы и экономических условий.

Насущные вопросы

Наряду с вышеизложенными вопросами, наиболее значимыми при разработке нового АПК РФ, в обсуждении нуждаются и другие.

Во-первых, исследование АПК РФ на предмет возможности использования его нормативных предписаний с целью злоупотребления процессуальными правами и введение возможных способов противодействия.

Во-вторых, право на квалифицированную юридическую помощь в суде. Об этом направлении скажем особо. Конституция России (ст. 48) говорит о праве каждого лица на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, указанных в законе, — на получение ее бесплатно. Отдельные фрагментарные положения об условиях оказания бесплатной юридической помощи имеются в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательстве об адвокатуре, Постановлении Правительства РФ от 22.08.2005 № 534.

Однако специального федерального закона на этот счет не имеется, как нет и относительно цельной системы оказания бесплатной юридической помощи, хотя аналогичные системы имеются в большинстве государств с развитой правовой системой. С целью реализации положений ст. 48 Конституции России, на наш взгляд, целесообразно принятие такого федерального закона и одновременное введение связанных с ним положений в АПК РФ.

В-третьих, заслуживает внимания развитие гражданского законодательства в соотношении с исковыми средствами защиты гражданских прав на примере косвенных и групповых исков, других способов исковой защиты. В этом плане очень значимо исследование и законодательное решение вопроса о том, насколько современный АПК РФ соответствует новейшему гражданскому законодательству с точки зрения предоставления оптимальных средств процессуальной защиты прав, имеющихся у участников гражданского оборота в соответствии с ГК РФ.

В-четвертых, необходимо решение проблемы ответственности судей за неправосудные судебные акты в гражданско-правовом и процессуальном аспекте.

В-пятых, существенной переработке могут быть подвергнуты главы АПК РФ, посвященные международному гражданскому (арбитражному) процессу. Здесь важным является использование готовых моделей правового регулирования и взаимодействия государств в сфере международного гражданского процесса, оборота судебных и иных юрисдикционных актов.

В частности, следует поднять тему присоединения России к целому ряду Гаагских конвенций по вопросам международного гражданского процесса, например о соглашениях о выборе суда 2005 г. Можно обсудить вопрос об изменении условий признания и приведения в исполнение иностранных судебных, арбитражных решений и аутентичных актов (в частности, нотариальных актов с исполнительной силой) в плане отказа от требования наличия международного договора как условия придания юридической силы иностранным актам и перехода к системе, основанной на соответствии признаваемого акта стандартам справедливого правосудия, зафиксированным в АПК РФ.

Практически не отражены в АПК РФ вопросы трансграничной несостоятельности, которые в связи с глобализацией бизнеса приобретают все большее значение. Имеющегося на этот счет регулирования в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 6 ст. 1) недостаточно.

Весомые аргументы

Таким образом, важнейшее направление в разработке нового АПК РФ — унификация и гармонизация процессуального права России в международно-правовом контексте, а также развитие международного оборота судебных и иных юрисдикционных актов. Новый Кодекс мог бы способствовать оценке целесообразности присоединения нашей страны к основным международным договорам в сфере процессуального права, в которых Россия не участвует.

Разумеется, существует масса вопросов, которые не освещены в данной статье, но которые возникнут в процессе разработки нового АПК РФ. Поэтому только комплексное обновление АПК РФ будет способствовать созданию более совершенной модели рассмотрения экономических дел и обеспечению дальнейшего продвижения нашей страны на пути становления как правового государства.

Кубанский ИКЦ