Кубанский сельскохозяйственный информационно-<br />консультационный центр

ВОПРОСЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Аграрное страхование как элемент защиты сельского хозяйства от неблагоприятных природных явлений зародилось в 20-х гг. прошлого века и на сегодняшний день в ряде стран достигло высокого уровня развития. Мировой опыт, а так же опыт становления системы агрострахования в России показали, что не может эта система развиваться без мощной поддержки со стороны государства. В настоящий момент, даже с учетом страхования с государственной поддержкой, в России страхуется менее 25 % посевных площадей. За все природные катаклизмы в конечном итоге несет ответственность государство. Казалось бы, гораздо интереснее (даже и с точки зрения производителя), потратить определенную сумму на страхование своей продукции, чтобы обеспечить стабильность производства, а не стоять в очереди за помощью от государства. Однако даже при беглом взгляде понятно, что не все так просто. Доля страхования сельскохозяйственных рисков в общем портфеле страховых взносов по предыдущим годам составляет около 2 %.
Согласно данным исследования Всемирного банка по агрострахованию, Россия занимает 8 место в мировом рейтинге стран по размеру страховых взносов, собранных в этом секторе. Она уступает США, Японии, Канаде, Испании, Франции, но впереди Ирана, Аргентины. Однако по объему пашни России принадлежит одно из первых мест. Добавим сюда неровный климат и устаревшие технологии производства, и станет совершенно очевидно, что потенциал для роста этого сегмента страхования в России просто огромен.

Количество страховых компаний в России, предлагающих услуги по агрострахованию, составляет 220 (реально работают вполовину меньше).

Страхование в подавляющем большинстве стран является добровольным, однако государство всячески стимулирует производителей.

Условия для развития рынка агрострахования есть и в России, потенциал здесь огромен. Государство пытается заинтересовать производителей и готово разделить с ними ответственность по достаточно высокой ставке. Вся проблема в том, что система не работает. И не работает она по разным причинам. Несвоевременность и неочевидность государственного участия, серые схемы страховых компаний и тотальное недоверие всех участников этого процесса друг другу – вот основные сдерживающие моменты.

Сегодня уже принят закон № 260-ФЗ «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой», который позволит снизить стоимость страхования, а, следовательно, увеличить долю застрахованных посевных площадей, повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, сократив тем самым расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В бюджете на период 2013-2020 гг. на эти цели предусмотрено 67 млрд рублей.

Очевидно, что в настоящий момент сельскохозяйственное страхование не обладает должной популярностью ни среди страховщиков, ни среди сельхозпроизводителей. Резкое падение страховых взносов по данному виду страхования в 2009-2011 гг. достаточно жестко свидетельствует о серьезных проблемах в этой сфере. Большинство сельхозпроизводителей страхуется вынужденно, только лишь в случае получения банковского кредита.

Причины, тормозящие развитие рынка агрострахования:

По мнению страховщиков По мнению сельхозтоваропроизводителей
  • Недоработки в нормативной базе;
  • Высокие риски;
  • Высокая трудоемкость;
  • Отсутствие единого порядка расчета стоимости страхового тарифа;
  • Отсутствие достоверной информации относительно объекта страхования;
  • Нехватка средств у сельхозпроизводителей;
  • Предвзятое отношение к страховым компаниям;
  • Отсутствие массового спроса на эту услугу.
  • Высокие тарифы;
  • Недостаток свободных оборотных средств;
  • Низкая рентабельность бизнеса;
  • Отсутствие здоровой конкуренции между страховыми компаниями;
  • Объем господдержки не всегда ясен;
  • Отсутствие информации о программах страхования и тарифах.

Во многих странах мира сельхозстрахование является одним из самых эффективных механизмов финансовой защиты сельхозпроизводителя. Однако сейчас в России рынок агрострахования находится в зачаточном состоянии. Неясны правила игры, отсутствует четкая законодательная база, не приняты регламенты относительно расчета страховых тарифов и оценки рисков. В разных компаниях страховые тарифы могут разниться в десятки раз.
Среднегодовые убытки в различных регионах в результате недобора урожая колеблются в пределах от 5 млрд до 46 млрд руб. Максимальные колебания снижения урожайности в хозяйствах отдельных регионов достигает 70%. Хозяйство несет убыток в пределах 70% страховой суммы.
Каждая отдельно взятая страховая компания не может решить проблему качества страхования, не говоря уже о том, чтобы не разориться, если в регионе, где она работает, случится природный катаклизм.

Сегодня российское агрострахование развивается в рамках «испанской модели», главной целью которой считается стабилизация доходов сельхозпроизводителей и вовлечение их в управление рисками. Система аграрного страхования в Испании построена на заинтересованности и, соответственно, взаимодействии трех основных участников – сельскохозяйственных производителей, страховых компаний и правительства.

Сельскохозяйственные производители заинтересованы в том, чтобы получить страховую защиту по минимальной стоимости. Страховые компании хотят вести страховые операции с достаточной степенью рентабельности, и при этом испытывают определенную нехватку необходимой информации и методологических разработок для работы с аграрным сектором. А правительство, со своей стороны, преследует государственный интерес, желает создать условия для стабильной работы национального аграрного сектора, т.е. защитить производителя, но потратить на это как можно меньше государственных средств. Вот в такой ситуации и важна государственная поддержка – ведь именно она позволяет более рационально использовать бюджетные средства, т.е. достичь большего эффекта при меньших затратах. Господдержка позволяет достичь удешевления страхования для сельскохозяйственных производителей через механизм субсидирования страховой премии, а также включает государственные службы в работу по предоставлению информационной и методологической помощи страховым компаниям.
Сельскохозяйственные производители – достаточно консервативная и замкнутая аудитория. Поэтому в добровольном страховании урожая имеют свою специфику реклама и маркетинг. Прежде всего, здесь необходимо донести до потенциального страхователя выгоды и необходимость страхования, а в решении этой задачи опять же не обойтись без поддержки государства, в частности, ответственных за развитие сельского хозяйства региональных органов исполнительной власти. Мероприятия, проводимые страховщиками и госорганами, несомненно, способствуют популяризации агрострахования. Кроме того, важная роль принадлежит СМИ, освещающим эти проблемы, как специализированным, так и массовым.

Отчасти стимулом развития страхования может служить использование банковских кредитов в агропроизводстве. Несмотря на имеющиеся трудности, сельское хозяйство является привлекательным партнером для кредитующей стороны, а при кредитовании естественным образом встает вопрос страхования. Очевидно, что расширение работы кредитных организаций с сельхозпроизводителями неизбежно должно привести и к росту потребления страховых услуг, в принципе сегодня мы такой совместный рост уже наблюдаем. Банки – заинтересованная сторона, вполне способная выполнять роль инициатора заключения договора страхования, способствовать более полному охвату хозяйства страхованием урожая от различных рисков.

Наконец, важным звеном в системе агрострахования в развитых странах являются специализированные общественные объединения. В этом плане деятельность Национального Союза Агростраховщиков России должно позитивно повлиять на развитие данного сектора, стимулировать рост проникновения страхования в сферу сельскохозяйственного производства.

Источники: www.agroinsurance.com/ru/ ;www.insur-info.ru/comments/460/